Почему буддийские монахи носят оранжевые одежды. Музыкальный инструмент и одежда монахов. Достойное отношение к одеждам

Хотя внешнее обличие буддийского монаха определяется канонами Винаи , тем не менее, существует некоторые отличия в одежде между последователями разных традиций и школ. Причиной тому не только историческое и экономическое влияние, но зачастую важным фактором служат особенности климата или .

  1. Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка) .

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет.

Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав.

В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:

  • антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
  • уттара санга (тивара, чивон ) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
  • сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения.

В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

  1. Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия) .

2.1 Цвет.

В монашеской буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав:

  • нижнее белье (саронг и безрукавка);
  • дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
  • шемдап – верхний саронг;
  • зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения.

На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

  1. Сото-дзен (Япония, Китай, Корея) .

3.1 Цвет.

В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония):

  • Шата – нижний халат белого цвета;
  • Коломо - верхний черный халат с поясом;
  • Кеса (кашая, ракуса ).

3.3 Неканонические отклонения.

В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи ). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная .

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается , и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др. Например,

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь,
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Стоящий Будда
(Гандхара, I-II в. н. э.,
Токийский национальный музей).

В детстве вы, наверняка, играли в игру про монаха. Там он приходил в «магазин» за красками и говорил так: «Я МОНАХ, в синих штанах, пришёл к вам за краской…» Разве нам тогда могло прийти в голову, почему он «синих» штанах, а не в белых, например? Моё детство давно осталось в невозвратном прошлом, но, представьте себе мой восторг, когда я по телевизору увидела монаха в синих штанах! «Вот он!»- радостно воскликнула я, будто встретила давнего знакомого.

Почему разный цвет одежды у монахов

Интерес к монашеской жизни, коего у себя я прежде не обнаруживала, с того времени стал всё расти и расти. В этой статье я попробую рассказать вам о монахах в жёлтых одеяниях, а также о тех, кто ходит в бордовых, есть и монахи в серых и темно-синих облачениях. Всё очень просто: цвет одежды говорит о том, к какой школе принадлежит монах. Так, например
— монахи в бордовом и сером одеянии будут из Кореи

— в Китае вы чаще всего встретите монахов в приближённо-чёрном, сером и тёмно-коричневом; — белый с чёрным цвета одежды расскажут вам о том, что монах принадлежит японской школе;
— а вот в Индии, Тибете и Монголии вы встретите монахов в белом и жёлто-оранжевом.
Но… обо всём по порядку.

Одежда монахов предельно проста и отчасти аскетична, как и образ жизни монахов. Т.к монахи отказываются от всех мирских ценностей, следовательно, и одежда у них должна соответствовать этому. Так, многие монахи носят одежду, сшитую собственноручно из разных лоскутков, позже покрашенную в краске из растений (чаще всего это бывает шафран — отчего одежда приобретает оранжевый цвет). Эта традиция восходит к тем далёким временам, когда по преданию жил БУДДА.

Отказавшись от всего, что мог дать его богатый отец, он стал странствовать, а одежду шил из найденных кусочков, оставшихся после кремации, или из выцветших на солнце, после выброшенных,
кусков материи. Кстати, одна из легенд гласит, что оранжевый цвет символизирует выцветшую на солнце одежду БУДДЫ.

Существуют определённые традиции относительно ношения и хранения монашеской одежды у буддистов.
Так, например:
— монах не должен быть «разлучён» хотя бы с одной из своих одежд больше чем на одну ночь;
— шить, чинить, красить свою одежду должен сам монах, без чьей -либо .
— а вот с изношенной одеждой в разных традициях поступают по-разному; так в традиции Тхеравада её сжигают, а Традиции Махаяна её, напротив, хранят, предварительно отстирав, конечно.

Одежда монахов может многое рассказать о своём хозяине. Но, несмотря на отличия в традициях и школах, основные критерии по которым шьют одежду вот уже 2500 неизменны: одежда состоят из трёх составляющих: нижней, верхней и внешней частей.
Одежда буддистких монахов называется КАШАЯ, а в Китае — МАНЬИ.

Повседневная одежда также существенно может отличаться от церемониальной.
КАШАЯ шьют из тёмно-красного, бордового (в Тибете) материала, а вот цвета жёлтого и оранжевого используются в одеждах у тхеравадинов и махаянистов. В переводе с китайского кашая означает «приглушённый цвет», поэтому вы никогда не встретите монахов в ярко-синем, или ярко-красном — блёкло-жёлтый, тёмно-пурпурный, похожий на чёрный, а не чёрный — словом, НЕЯРКИЕ, неброские цвета должны быть в одеяниях монахов.
СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ в одеяниях
— оранжевый цвет — символ перемен, его ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА помогает в духа человеческого — уверены буддийские монахи
— белый цвет в Индии считается не только цветом траура, но цветом очищения. Неслучайно
индийские монахи в большинстве своём ходят в белом, что символизирует чистоту духа и сознания. Нередко в фильмах можно услышать выражение «люди в белых одеждах» — так вот, это всего лишь про индийских монахов..

— коричневый цвет поведает вам о полном смирении и готовности сохранять все традиции и предписания. Часто маньи коричневого цвета носят поверх чёрной одежды
— красновато-бурый или оранжево-жёлтые цвета говорят о святой приверженности Будде, который стал носить таких цветов облачения после своего просветления.

Одежда буддистских монахов тысячелетиями изготавливается по строгим канонам, в которых оговариваются мельчайшие подробности как пошива, так и замены или её починки. У монаха всего лишь один комплект одежды, и любая его часть подлежит замене лишь в том случае, если на ней уже есть 10 заплат. Особо оговорены случаи, когда и какого размера куски ткани монах может получать в дар, как должен их использовать, если уж, но никак не появляется - словом, регламент расписан фундаментально на все случаи жизни. Почему? Потому что одежда буддистского монаха является одной из святынь. Цитирую:
В традиции Сото-дзен существуют особые ежедневные правила хранения и одевания кесы и ракусы.
Хранить одеяния рекомендуется на алтаре в сложенном виде.Если алтаря нет - на «чистом месте» - на уровнем не ниже пояса. Запрещается кесу и ракусу класть на землю, носить на спине, заходить с ними в туалет, оставлять надолго в неположенных местах (вне алтаря). Ежедневный ритуал одевания состоит из двух этапов:
- свернутую кесу или ракусу снимают с алтаря двумя руками и делают поклон головой вперед, касаясь головой одеяния;
- раскладывают одеяние и трижды в поклоне касаются лбом знака «сото». Три поклона символизируют Прибежище: Будду, Дхарму, Сангху.
После поклонов-прибежища, кесу или ракусу одевают. При снятии одеяний, ежедневный ритуал проводится в обратном порядке: снимают, делают три поклона, складывают, кладут на алтарь.
Во время медитаций (дзадзен), поводимых в зале Дхармы в монастырях, кесы и ракусы хранят на «малом» алтаре перед залом. Для таких медитаций существует расширенный ритуал одевания...

Одежду монаха не может постирать монахиня, если она не доводится ему родственницей - и это лишь одно из многочисленных предписаний! При таком отношении к жизни "просто напялить и пойти" не получится.

Просто напялить и пойти не получится, даже если слишком захочется. Один из 5 обязательных элементов одежды - уттара санга - такой себе кусочек ткани размером 2 метра на 7 метров, оборачивается вокруг тела по особой системе. Поэтому новоиспечённому монаху ещё очень долго нужна будет помощь посторонних, чтобы не запутаться в плаще-палатке буддистской святыне, в которую он должен завернуть свою плоть.

В Тайланде распространена традиция временного монашества: молодые люди после окончания школы и перед женитьбой, дабы очиститься перед вступлением во взрослую жизнь, на некоторое время стригутся в монахи.

Одним из важнейшим условий - сделать совершенно недоступным для посторонних глаз при любых обстоятельствах пупок монаха. Кстати, для принятия душа предусмотрено специальное одеяние, так что монах никогда не бывает полностью обнажённым.

Набор одежды буддистского монаха стандартен для любой страны, хотя на местных языках её элементы называют по-разному.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как называется одежда буддийских монахов, какая она, и почему одеяние одних монаховсерое, других – шафрановое, третьих – бордово-красное?

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.


Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

У некоторых монахов самхати может состоять из нескольких отрезов ткани, например, из пяти – одежда на каждый день у обычного бхиккху, из семи – на каждый день у мастера, из девяти – у мастера по праздникам и во время церемоний.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» содержит тексты, которые регулируют жизнь буддийской общины во всех аспектах. Здесь приводятся правила, история их возникновения и рассказ о том, как Будда Шакьямуни использовал их для гармоничных и теплых отношений внутри общины своих учеников.

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции , но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и , иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.


К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • -буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.


Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Тхеравада

Облачение монахов-тхеравадинов, которые живут на бирманских, тайских, шри-ланскийских, вьетнамских землях, наиболее соответствует канону по сравнению с другими школами. Их окраска обычно более темная – преобладают оттенки горчицы, корицы, бордо.

Старую одежду монахи в школах тхеравады сжигают.

Кашая традиционно состоит из трех компонентов:

  • антарвасака – по-тайски также звучит как «сабонг», изготавливается из небольшого прямоугольного отреза ткани, который, опоясывая, фиксируют вокруг талии;
  • уттарасанга – по-палийски – «тивара», по-тайски – «чивон», прямоугольный отрез размером приблизительно два метра на семь метров;
  • самхати – кусок плотной ткани в виде прямоугольника размером приблизительно два метра на три метра, применяется как верхняя одежда вроде плаща во время дождя и ветра, в хорошую погоду носится, прикрывая левое плечо.


Даже у такой канонической тхеравадинской одежды есть исключения из правил:

  • можно носить ангсу – накидку без рукавов, которая прикрывает правое плечо и может иметь вырезы, карманы, липучки, застежки-молнии;
  • ланкийские бхиккху заменяют их на рубахи с рукавами;
  • вьетнамские монахи имеют право носить брюки свободного кроя, рубашку на пуговицах в повседневности, а в праздничные и церемониальные дни сверху накидывают халат «анг хо» и уттарасангу;
  • бирманцы даже во время службы из-за холодов могут утепляться.

Раньше облачение монахинь было похоже на мужское, с той лишь разницей, что содержало четвертый предмет – рубашку, которая прикрывала другое плечо. Сейчас линия преемственности бхиккхуни прекратилась, и состоящие при монастыре женщины носят белое одеяние, которое отличается от мужского.

Махаяна

Приверженцы проживают в основном на монгольских, тибетских территориях, а также в буддийских районах России – в бурятской, тувинской, калмыцкой республиках.


Среди монахов преобладает желтая, оранжевая, красная цветовая гамма. Их одежда немного отличается от общепринятой:

  • нижнее белье – саронг, похожий на юбочку, и майка без рукавов;
  • дхонка – рубаха, надеваемая поверх нижнего белья с рукавами вроде крылышек и окантовкой;
  • шемдап – верхняя «юбочка»;
  • зен – накидка, надеваемая поверх.

Изношенную кашаю махаянцы оставляют на территории, заряженной «чистотой» – в лесных, горных массивах, у рек, деревьев или в полях.

Из-за особенностей климата, чтобы не замерзнуть на высокогорьях или в степях, тибетским разрешается носить теплую одежду:

  • короткую ватную желтую куртку;
  • кофту, которая надевается под накидку;
  • накидку из шерсти;
  • утепленные брюки;
  • специальную шапку.


Монастырь в Тибете

В традиции махаяны в одежду монахов могут облачаться не только ламы, но и миряне – однако лишь по особым случаям, к примеру, в церемониях, при получении учительских наказов.

Дзен

Дзен-буддизм по большей части распространен среди японцев, китайцев и корейцев. Их одежда более спокойных, монохромных тонов:

  • черный, серый и коричневый носят китайцы;
  • темно-красный, серый – корейцы;
  • черно-белый – японцы.


Одежда последних начиная с 17-го столетия становилась все больше похожа на кимоно в стиле известного театра Но. Ее составляют:

  • шата – белый халат, надеваемый снизу;
  • коломо – черный халат с ремнем, надеваемый сверху;
  • кашая или ракуса – особый ворот, напоминающий манишку и немного прикрывающий грудь; также есть его удлиненная версия – вагеса.

Ракуса олицетворяет поистине буддийское терпение – японские монахи шьют ее самостоятельно, соединяя шестнадцать кусков ткани воедино.

Школа дзен предполагает особые предписания на тему того, как одеваться, раздеваться и хранить монашескую одежду:

  • хранить нужно на алтаре, аккуратно сложенной;
  • нельзя оставлять ее на земле;
  • чтобы надеть, ее снимают с алтаря обеими руками, кланяясь и прикасаясь лбом к одежде, затем расправляют, кланяются три раза – как символ почитания Будды, и сангхи – и начинают одеваться;
  • при раздевании повторяют тот же обряд, но в обратном порядке.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и сегодня ваши знания пополнились интересными фактами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорой встречи!

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.