План по самообразованию воспитателя доу. План по самообразованию на тему: "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников" План по самообразованию воспитателя роль сказки

Тамара Бондина
Картотека «Сказки-шумелки». Форма организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

"Сказка про овечку "

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.

Потом она дошла до ручейка, - перелить воду из стакана в стакан

И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь, - поблеять

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ, - подуть в трубочку

У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так : - позвенеть в колокольчик

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик, - звенеть колокольчиком

Пастух отправился искать свою овечку.

Сначала по травке, - шуршим пакетом

Потом по камушкам, - стучим камнем о камень

Потом он перешел быстрый ручеек, - перелить воду из стакана в стакан

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - поблеять

Они пошли домой.

Сначала перешли быстрый ручей, - перелить воду из стакана в стакан

Потом пошли по камушкам, - стучим камнем о камень

Потом по травке, - шуршим пакетом

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли. - все дети говорят «Бе-е-е»

Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны

По её веточкам прыгали белки– прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)

Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.

И громко стучал клювом– вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками) .

Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)

Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)

Вечером на елочку подул ветерок– дуем

Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики– шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»

Зимой на неё падали белые снежинки– рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны) .

И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – вытягиваем руки в стороны

На цветы прилетали пчёлы– летаем по комнате или жужжим «ж-ж-ж» .

Потом лепестки облетели– перебираем пальцами в воздухе сверху вниз (или играем на металлофоне сверху вниз)

И на ветках стали расти маленькие яблочки– пальцы округляем, показываем, как росли яблочки.

Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик– ползаем на четвереньках

И смотрел на яблоки– поднимаем голову вверх, фыркаем или сопим носиком.

Однажды ночью подул сильный ветер– дуем

Яблоки стали падать на землю– ударяем кулаками по полу (по коленкам)

Утром прибежал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)

И стал грызть самое большое яблоко .

Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – звукоподражание ква-ква (высоким голосом) .

Над прудом летали маленькие комарики–водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» .

Днём лягушонок ловил комариков– выполняем хватательные движения руками, приговаривая «ам» .

А ночью плавал в пруду– подражательные движения или бутылочка с водой.

Однажды лягушонок сказал :

Я хочу ловить больших комаров!

И запрыгал по травке - прыгаем .

Шла навстречу корова– приставляем пальцы ко лбу, мычим.

Лягушонок её и спрашивает :

Ничего не сказала корова , и лягушонок поскакал дальше- прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Бежала навстречу лошадь– цокаем язычком.

Лягушонок её и спрашивает :

Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

Ничего не сказала лошадь , и лягушонок поскакал дальше - прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары– водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» (более низким голосом) .

И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – проводим палочкой по ксилофону.

На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом– проводим палочкой по ксилофону.

И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд- прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Времена года

Весна спешит, ручей журчит, -ксилофон

На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - свистульки

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - шлепки по воде руками

Водичкой обливаться!

Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана

Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,

Все разбегаются домой! - шлепки по коленкам руками

Осенью порой тоскливо,

Идет дождик проливной, -пальцами по барабану

А листья шуршат так красиво, -сминать руками бумагу

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, -сминать фольгу

Мчатся стремительно кони, -деревянные ложки

Слышится топот копыт!

Звон бубенцов раздаётся, - бубенцы

Песня весёлая льётся!

"Лиса и рыба"

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. - бубенцы, коробочка

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался : «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, - барабан

А сам пошёл впереди. - целлофан

Лошадка бежит, колокольчиком звенит - бубенцы, коробочка

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке - ксилофон (глиссандо)

Выбросила всю рыбку и сама убежала. - барабанит пальцами

Публикации по теме:

«Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников». Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью.

Доклад «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Свое выступление я хочу начать с высказывания Волошиной Л. Н. о том, что (2слайд) «Подвижная игра является средством гармонического развития.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности» Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности. Чем же характеризуется.

Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Исследовательская практика ребенка – дошкольника – важный путь познания окружающего мира. Коллективные занятия.

Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев,.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников Тропина Юлианна Николаевна, музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад №20» г. Сокол Организация самостоятельной музыкальной деятельности.

План-конспект организации самостоятельной деятельности детей средней группы на прогулке План – конспект организации самостоятельной деятельности детей средней группы на прогулке. Тематическая неделя «Мой любимый детский сад».

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на участках групп и спортивном участке В настоящее время для дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который.

Вариативные формы организации музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях ДОУ В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Библиотека изображений:

“Нет на земле живого существа,

Столь жестокого, крутого,

адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нём музыка свершить переворота…”

Вильям Шекспир.

1. Изучить и использовать традиционные и нетрадиционные формы работы коррекционной педагогики (сказкотерапия, вокалотерапия, цветотерапия, аромотерапия, арттерапия, игротерапия, психогимнастика и др.) по формированию личности, развитой интеллектуально, здоровой духовно и физически.

2. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания, подобрать специальные музыкальные произведения.

Я не боюсь еще раз и еще раз повторить:

забота о здоровье-это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Сентябрь

Гипотеза. Средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия.

Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.

У. Конгрив,

британский драматург, 18 век.

Музыкотерапия

как эффективный метод оздоровления дошкольников

Консультация для воспитателей

Гипотеза. Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

  • опыт работы специалистов по данной проблеме;
  • процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и найти подтверждение гипотезы о ее положительном влиянии.
    • Конспект музыкальнотерапевтического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с высоким уровнем агрессивности по теме: «В гостях у волшебных птиц»

Гипотеза. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снизит ее проявления, если:

Будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Будет разработан и внедрен перспективный план занятий;

Будут продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Будут подобраны специальные музыкальные произведения;

Будут задействованы все органы чувств у детей;

Будет установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Ю.Ф. Змановский

«У кого есть здоровье — у того есть надежда.

У кого есть надежда — у того есть все.»

(восточная мудрость)

Гипотеза. В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.

«Специальный подбор музыкальных

игр и музыкального материала, а также

методика его использования, – вот что

отличает музыкальную терапию

от музыкального образования,

развлечения и отдыха.»

Музыкально-ритмическая гимнастика

Подготовка тематического развлечения по принципам К.Орфа

Гипотеза. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность, свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения.

Творческое музицирование –

это первозданный метод

приобщения человека к музыке,

зеркало откровений человеческого

духа в звуках. О нем можно говорить

как о завете предков потомкам,

свет которого дошел до нас

через древние лабиринты

культуры.

Гипотеза. Элементы музыкально-педагогической системы “элементарного музицирования” выдающегося немецкого композитора Карла Орфа как обязательный компонент занятий музыкотерапией — логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы — направлены на решение не столько музыкальных задач, сколько на решение значимых для развития ребенка проблем.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В.Шекспир

Лечебное воздействие звуков

Консультация для воспитателей

Гипотеза. Доказывать полезность звуков природы, особенно для человека, проживающего в современном городе, нет необходимости. Слушая звуки природы, мы получаем огромный заряд энергии, ощущаем подъем духовных и физических сил, увеличивается творческий потенциал. Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей и повседневной суеты.

«Здоровье — это состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и не обычным, патологическим, болезненным воздействиям».

Гипотеза. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Искусство пения – это прежде всего

правильное дыхание – фактор

долгой и здоровой жизни

  1. Занятие с использованием ритмопластики
  1. Разработать и внедрить перспективный план занятий в группах «Почемучки»5, «Фантазеры»6

Гипотеза. Чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии, а продлить собственную жизнь можно, если много и с удовольствием петь.

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Степаненко Дарья Викторовна

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны ,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных инравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показатьнравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринемая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством ввоспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели :

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки .

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формированиенравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровнявоспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок .

8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки . Они сопереживают положительным героям,подсказывают им , как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят всказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом, сказка жила , живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль .

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области :

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план по самообразованию по теме :

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил : воспитатель 1 категории

Степаненко Д.В.

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по даннойтеме .

2. Родительское собрание : « Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей : .

1. Изучение темы : « Роль народной сказки в развитии речи детей» .

Методические приемы :

Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей : « Роль сказок в развитии детей » , « Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народнымисказками , дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .

Методические приемы :

Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» .

-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .

Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .

3. День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» .
4.Проведение открытого занятия по духовно нравственному развитию детей "В ПОИСКАХ СУНДУЧКА С СОКРОВИЩАМИ "

1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми . Методические приемы :

- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме « Сказочная книга » .

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы :

Чтение детям сказки : «Три медведя» .

Прослушивание аудиозаписи сказки .

-Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .

Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

1. Роль сказки в воспитании детей .

Методические приемы :

Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .

Методические приемы :

-Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

-Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приемы :

Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки В.Сутеева " Под грибом"

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приемы.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующуюлитературу :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .

1-й слайд: Тит лист

2-й слайд: Общие сведения

Дата рождения: 02. 05. 1974 г.;

Сведения об образовании: Высшее негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии» », г.Санкт-Петербург, 2007 г.;

Специальность: учитель-логопед;

Квалификация: учитель-логопед с дополнительной специальностью олигофренопедагогика;

Стаж: педагогический - 22 года;

в данном образовательном учреждении - 20 лет;

3-й слайд:

Педагогическое кредо:

Я всегда готова не только учить, но и учиться.

Ведь "учитель живёт до тех пор, пока он учится,

как только он перестаёт учиться, в в нём умирает учитель".

К.Д. Ушинский

4-й слайд:

Мой девиз: «Не бойся преград. Не иди назад. Проблемы решай И другим помогай.»

5-й слайд:

Игра – это жизнь. Это наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

6-й слайд:

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор – это уже Театр.

7-й слайд:

Моя методическая тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

8-й слайд:

«Речь – это даже не диалог, а ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЬЕСА, потому что безмолвные слушатели говорят одновременно с тобой. И их надо уметь слушать» Курт Тухольский.

9-й слайд:

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

10–й слайд: Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей.

11-й слайд: А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки) .

12-й слайд:

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

13-й слайд:

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) .

14-й слайд:

Цель моей работы: развитие и профилактика речевых нарушений через творческую активность в театрально – игровой деятельности.

15-й слайд:

Работая над предыдущей темой «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» большое внимание уделяла обучение детей диалогу, как начальному этапу и первой ступени развития связной речи, составлению различных видов плана с текстом рассказа, запоминанию и рассказыванию по плану.

Изучив данную тему, я пришла к выводу, что тема по театральной деятельности неразрывно связана с предыдущей и решила добавить ярких красок в эмоционально-речевой сфере.

16-й слайд:

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

17-й слайд:

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

18-й слайд:

  • развивать речь детей и коррекцию ее нарушений через театрально-игровую деятельность

19-й слайд:

  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, интонацию, связную образную речь, творческую фантазию

20-й слайд:

Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей

21-й слайд:

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

  • развитие дыхание и свободы речевого аппарата
  • умение владеть правильной артикуляцией
  • четкой дикцией
  • разнообразной интонацией

Логикой.

  • игры со словом, развивающие связную речь
  • развитие творческой фантазии
  • умение сочинять небольшие рассказы и сказки

Подбирать простейшие рифмы.

22-й слайд:

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков.

23-й слайд:

Принципы работы:

  • Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
  • Принцип оценки коммуникативного поведения - анализ речевых нарушений, определения путей их преодоления и профилактики появления.
  • Принцип доступности - обучение в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Принцип проблемного обучения - организованная деятельность в процессе игр, досугов, во время которых дети получают знания и закрепляют полученные навыки.
  • Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства - уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержка его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера.
  • Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения речевой деятельностью с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы

24-й слайд:

Здоровье сберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика Приложение. Папка № 1
  • артикуляционная гимнастика. Приложение. Папка № 2
  • пальчиковые игры со словами, Приложение. Папка № 3
  • гимнастика для глаз, Приложение. Папка № 4
  • физкультминутка, динамические паузы. Приложение. Папка № 5

25-й слайд:

Этапы реализации:

1этап – Вводный

Целью этого этапа является исследование речевых знаний, умений и навыков воспитанников, педагогической просвещенности и культуры речевого развития родителей.

Приложение № 1

  • Обследование уровня речевого развития детей.
  • Ознакомление с литературой по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» .
  • Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
  • Сбор материала (картинки и иллюстрации «Русские народные сказки» , видеотека с русскими народными сказками, музыкально-ритмические композиции, атрибуты для театрализованной деятельности)
  • Консультации для родителей «Роль книги в жизни ребенка» , ; и педагогов , .

26- й слайд:

На первом подготовительном этапе своей работы, я провела обследование состояния сформированности связной речи. Также провела анкетирование для родителей «Играем в театр» , «Приобщение детей к чтению книг» Приложение № 6

Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. В связи с этим провела консультации для родителей: «Роль книги в жизни ребенка» Приложения 1, 2, 3, а также «Что читать детям дошкольного возраста. Роль чтения в семье» с целью определения места и значения книги в жизни и развитии ребенка, а также получении представления об организации домашнего чтения. Приложение 2

Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики; сценарии сказок, театрализованные игры, этюды.

Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика

Подготовила и провела консультации для воспитателей по темам «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста» , Приложение 4 и «Сказка глазами детей и педагогов» , Приложение 5

Собрала картотеку пословиц и поговорок, скороговорок, подборку мини-сказок..

27- й слайд:

2 этап – Организационный

Целью данного этапа является создание необходимых условий для развития театрально-игровой деятельности.

Приложение № 2

  • Диагностическое обследование, направленное на выявление уровня начальных знаний детей;
  • Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете;
  • Организация образовательного процесса с применением различных театрализованных игр и упражнений, методик, направленных на формирование свободного языкового самовыражения;
  • Разработка комплекса мероприятий с детьми, направленных на развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность;
  • Подбор дидактического и наглядного материала, фонограмм музыкальных произведений, литературных сценариев, различных видов театра, атрибутов, создание мультимедийных презентаций.

28 -й слайд:

3 этап – Практический

Целью практического этапа является реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность. Создание единого пространства ДОУ и семьи.

Приложение № 3

Работа с детьми

  1. Художественные чтения детьми стихотворений, сказок, рассказов.
  2. Театральные игры:
  • составления этюдов

Игры, направленные на развитие импровизаций знакомых сказок, развитие коммуникабельности и умения общаться в разных ситуациях

3. Театрализованные постановки,

5. Индивидуальная работа:

  • над содержанием текста (пересказ в одном лице и по ролям)
  • над выразительностью движений

Над интонационной выразительностью.

Работа с родителями

1. Консультации: «Речевое развитие ребёнка в норме» ,

«Интонационная выразительность при заучивании стихотворений» , «Организация театральных игр в домашних условиях» .

Индивидуальные консультации.

2. Беседы:

«Формирование правильной речи воспитанников через театрализованную деятельность» .

3. Совместная работа по изготовлению декораций.

4. Практикумы, участие в театральных играх.

29-й слайд:

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, педагогами и детьми который включает в себя разнообразные формы и методы

1. Разработала перспективный план работы с воспитателями и родителями.

Приложение № 7

2. Разработала перспективный план работы с детьми. Приложение № 8

3. Разработала и подобрала для детей игры на развитие мелкой моторики рук, на развитие плавного целенаправленного выдоха, на развитие фонематического слуха и связной речи детей.

4. Провела для родителей семинар-практикум: «Как организовать логопедические занятия дома»

5. Участвовала в IV районной Ярмарке методических идей по изготовлению логопедического пособия «Домик для Веселого Язычка» . Получила диплом 3 степени Приложение № 9 Приложение № 10

30-й слайд:

4 этап – Итоговый

Цель - анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации моей темы.

На данном этапе проводится сравнительная диагностика речевых знаний, умений и навыков воспитанников. Это способствует созданию инновационной модели сотрудничества.

Приложение № 4

  • Проведение работа по определению эффективности использования театрализации как средства формирования связной речи дошкольников;
  • диагностическое обследование, направленное на выявление речевого развития детей;
  • подведение итогов проделанной работы, анализ результатов, обобщение опыта работы по проблеме.

31 -й слайд:

На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми стараюсь брать следующие виды театральной деятельности:

32-й слайд:

  • музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов

33-й слайд:

  • художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха)

34-й слайд:

Театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры) .

35-й слайд:

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

36-й слайд:

  • Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 

37--й слайд:

  • Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. 

38 -й слайд:

  • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. 

39 -й слайд:

Диагностический инструментарий для определения уровня освоения знаний по театральной деятельности разработан на основе методики Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» с учетом задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Мониторинг качества освоения программы и интегративных качеств детей проводился по методике «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией:

М. А. Васильевой,

В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Приложение № 5

Приложение № 5А

Приложение № 5Б

40 -й слайд:

Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям. (Константин Станиславский)

41 -й слайд:

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

42 -й слайд:

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  • Происходит развитие различных анализаторов;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

43 -й слайд:

  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

44 -й слайд:

Виды театров, которые я использую в своей работе:

  • бибабо
  • настольный театр
  • театр на фланелеграфе
  • книжка-театр
  • театр пяти пальцев
  • театр масок
  • театр ручных теней или теневой театр
  • пальчиковый театр
  • магнитный театр
  • марионеточный театр

Приложение Виды театра

45 -й слайд:

ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ:

  1. Продолжать работу по активизации связной речи через театральную деятельность.
  2. Шире использовать в своей работе такие игровые приемы как словесная игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
  3. Продолжать работать над дыханием, дикцией, выразительностью речи
  4. Привлекать родителей к активному взаимодействию с ребенком.
  5. -й слайд:

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, а счастливыми глазами артистов и зрителей.

5. . Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

6. . Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

  • Разработка перспективного плана организации мероприятий, оказывающих положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности;

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:

  • Обследование состояния речи детей, коммуникативных навыков детей;
  • опрос детей;
  • проведение театрализованных представлений;
  • использование на занятиях и в самостоятельной деятельности детей нестандартного оборудования, личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми.

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :

  • анкетирование родителей;
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультирование, беседы) ;

с педагогами - обобщение опыта.

Ожидаемый результат:

  • будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;
  • будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
  • обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
  • у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
  • у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад» .

Результатом реализации проекта также стало:

  • положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
  • повышение интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
  • обогащение игрового опыта детей;
  • повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей) ; детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.
  • моя личная заинтересованность и заинтересованность педагогов в продолжении данной работы с учетом выводов по проекту.

Выводы: на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей) , улучшился грамматический строй речи (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях) , появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т.п.) . Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности, становятся смелее, эмоциональнее) . Повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.

Данный проект подтвердил, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной. Необходимо способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра.

Дальнейшая работа по данному направлению:

  • продолжать всесторонне развивать детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, расширяя тематику игр-театрализаций, театрализованных представлений, разрабатывая планирование и конспекты, подбирая и расширяя диагностический инструментарий, атрибуты, создавая костюмы для постановок;
  • продолжать создавать в образовательном пространстве ДОУ условия, способствующие развитию речи с помощью театрализованной деятельности с самого раннего возраста, используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей (ведь грамотная профилактика проблем в речевом, коммуникативном, эмоционально-волевом развитии дошкольников поможет снизить процент детей с данными нарушениями в развитии) ;
  • разработать сценарии родительских собраний, тематических бесед с родителями по направлению данного проекта.
  • создать видеотеку (съемка театрализованных представлений в рамках работы кружка и праздничных мероприятий) в ДОУ, как обобщение опыта работы по данному направлению.

Продукт проектной деятельности: приложения, фотопрезентация.

Список использованной литературы:

  1. Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2009 г.
  2. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера» , Москва, 2009 г.
  3. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.
  4. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез» , Москва, 2008 г.
  5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В. Краснощекова. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» , 2008
  6. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И. Коваль. Изд. «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2010 г.
  7. От трех до семи. Семейный альбом. Л.Б. Фесюкова. Харьков «ФОЛИО» , С-Пб., «КРИСТАЛЛ» 1996 г.
  8. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет» , 2006 г.

Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера» , Москва, 2009 г.

9. Лепим нелепицы. Практическое пособие по ТРИЗ. Автор-составитель Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999 г.

10. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г.

11. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, «Просвещение» , 1984 г.

12. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет» , 2006 г.

Приложение N 1

^ Ожидаемый результат

Итогом всей нашей работы станет праздник «Театральный фестиваль» .

Мы уверены, что дети покажут соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по данному вопросу. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес, повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки.

Педагогами будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию, будет создано предметно развивающая среда по теме проекта.

Работа в данном направлении очень интересна не только для педагога, но и для родителей. Повысится активность родителей воспитанников, появится заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира ребенка. Оптимизируются детско-родительские отношения, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.

^ В качестве негативных последствий можно прогнозировать

потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом;

отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;

Список использованной литературы

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.

Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение 2003. – 136 с.

Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия» , 2004. – 132 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.

Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» . -М.: АРКТИ, 2004.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. - М.: МИОО, 1995.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

(Т. С. Комарова)

Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла)

средний уровень (2 балла)

низкий уровень (I балл)

Речевая культура

Высокий уровень (3 балла)

средний уровень (2 балла) ;

низкий уровень (1 балл)

Высокий уровень (3 балла)

средний уровень (2 балла)

низкий уровень (1 балл)

Навыки кукловождения

Высокий уровень (3 балла)

средний уровень (2 балла)

низкий уровень (1 балл)

Музыкальное развитие

Высокий уровень (3 балла)

средний уровень (2 балла)

низкий уровень (1 балл)

Высокий уровень (3 балла) ;

средний уровень (2 балла)

низкий уровень (1 балл)

Высокий уровень (3 балла)

средний уровень (2 балла)

низкий уровень (1 балл)

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

(Т. С. Комарова)

Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла) : проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

средний уровень (2 балла) : интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

низкий уровень (I балл) : не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура

Высокий уровень (3 балла) : понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

средний уровень (2 балла) : понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) ;

низкий уровень (1 балл) : понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень (3 балла) : творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;

средний уровень (2 балла) : владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

низкий уровень (1 балл) : различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

Высокий уровень (3 балла) : импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;

средний уровень (2 балла) : использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

низкий уровень (1 балл) : владеет элементарными навыками кук-ловождения.

Музыкальное развитие

Высокий уровень (3 балла) : импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопро-вождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

средний уровень (2 балла) : передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

низкий уровень (1 балл) : затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы изобразительно-оформительской деятельности

Высокий уровень (3 балла) : самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе) ;

средний уровень (2 балла) : создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;

низкий уровень (1 балл) : создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов.

Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень (3 балла) : проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

средний уровень (2 балла) : проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;

низкий уровень (1 балл) : не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.

Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.

Критерии оценки содержания и методов развития и обучения.

“Развитие речевой культуры детей”

  1. Педагоги создают условия для развития речи детей через все виды деятельности и способствовать формированию в детях творческого потенциала.
  2. Педагог должен побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, четкой артикуляцией.
  3. Воспитатель обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (на занятиях по развитию речи – отрабатывается четкая артикуляция, правильный речевой выдох и т. д.; на музыкальных – учатся слушать и слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, по художественному труду, организации сюжетно – ролевой игры) ; создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей.
  4. Педагог обеспечивает условия для развития у детей речевой культуры, для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  5. Педагог сам должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Речь педагога – образец для подражания.
  6. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
  7. Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навык самостоятельной передачи эмоций.
  8. Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики.

План – программа работы в младшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.

1. Развитие пассивного словаря

  • накопление пассивного словаря

1. Формирование фонематической системы языка

  • воспитание внимания к звуковой стороне речи, учить различать на слух длинные и короткие слова;
  • формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста;
  • учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б] - [н] , [м] - [т] , [п] - [г] .
  • развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, потопывание слогового рисунка слова.
  1. развитие экспрессивного словаря.
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие фонетической стороны речи:
  • формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
  • развивать длительность речевого выдоха;
  • развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
  • развивать подражание речевым звукам;
  • активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гланых звуков и согласных раннего онтогенеза;
  • воспитывать правильный, умеренный темп речи;
  • развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
  1. Развитие диалогической речи и речевого общения.
  2. Развитие мелкой моторики:
  • Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками, в сухом бассейне.

1. Музыкальное развитие:

  • Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Формировать умение различать звучание муз. Инструментов.
  • побуждать детей к активной игровой деятельности;
  • развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности;
  • развивать двигательную активность; умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию;
  • развивать диалогическую и монологическую речь; проведение театрализованных игр по сказкам “Репка”, “Курочка Ряба”, “Волк и козлята”.

План – программа работы в средней группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.

1. Развитие словаря:

  • Работать над накоплением пассивного словаря и активизации в речи существительных, глаголов прилагательных по всем лексическим темам;
  • Формировать понятие слово и умение оперировать им.
  • Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия;
  • Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

1. Развитие фонетико – фонематическо системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
  • Формировать навык мягкого голосоведения;
  • Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию) ;
  • Развивать ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса;
  • Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
  • Активизировать движения артикуляционного аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп;
  • Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации;
  • Научить правильно передавать ритмический рисунок слов;
  • Сформировать понятие “слог” и умение оперировать этим понятием;
  • Сформировать умение различать гласные и согласные звуки;
  • Научить выделять начальные ударные гласные из слов;
  • Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов из конца и начала слов;
  • Дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам;
  • Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков;
  • Сформировать понятие “звук”, “гласный звук”, “согласный звук” и умение оперировать этими понятиями.
  • Сформировать понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
  • Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К;
  • Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, “рисованию” по тонкому слою манки и в воздухе;
  • Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета.

1. Музыкальное развитие:

  • Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью; обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
  • Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, интонируя мелодию;
  • учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы; передавать характер музыки в движениях; инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх, спектаклях.

1. Игровая и театрализованная деятельность:

  • Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений;
  • Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра;
  • Формировать достаточный запас эмоций.
  • Формировать умение выполнять движения под музыку;
  • Способствовать развитию выразительности движений, умение передавать двигательный характер образа.

План – программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.

1. Развитие словаря:

  • уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
  • обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
  • расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;
  • обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;
  • Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
  • сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.

1. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

  • формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
  • закрепить навык мягкого голосоведения;
  • воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
  • развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
  • закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
  • активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп;
  • сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности;
  • сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
  • закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
  • формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности;
  • формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий;
  • сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

1. Обучение элементам грамоты:

  • закрепить понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
  • познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;
  • совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;
  • сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.

1. Развитие связной речи и речевого общения:

  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
  • Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

1. Развитие мелкой моторики:

  • Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.

1. театрально – игровая деятельность:

  • обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
  • совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
  • способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;
  • развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
  • развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
  • совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
  • воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

1. Физическое здоровье и развитие:

  • ежедневное использование следующих форм работы по физическому воспитанию детей: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения.;
  • учить детей импровизировать под различные мелодии.

План – программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.

1. Речевое развитие:

  • расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
  • обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами синонимами;
  • расширять представления о переносном значении и многозначности слов, учить использовать эти слова;
  • закрепить понятие слово и умение оперировать им.

1. Совершенствование грамматического строя речи:

  • совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;
  • формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами;

сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных;

  • совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчинённых предложений с придаточным времени, следствия, причины;
  • закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем.

3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

  • продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;
  • учит соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;
  • учить произвольно менять силу голоса;
  • развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационно выразительностью речи;
  • активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
  • уточнить произношение звуков [й] ,[ц] ,[Ч] ,[щ] ,[р] , [р’] , [л] , [л’] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности;
  • завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности;
  • закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
  • упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

4. Обучение грамоте:

  • познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ;
  • закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные;
  • совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов;
  • научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.

5. Развитие связной речи и речевого общения

  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • совершенствовать навык ведения диалога;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

6. Развитие мелкой моторики:

  • через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
  • через сопряженную пальчиковую гимнастику.

7. Музыкальное развитие:

  • совершенствовать ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования) ;
  • учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.

5. Игровая и театрализованная деятельность:

  • совершенствовать умение творчески выполнять роли, импровизировать в играх – драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам.

5. Физическое здоровье и развитие:

  • совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку;
  • содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений;
  • продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.

Я люблю свою профессию.

«Я на своем месте!»

Я люблю свою профессию.

Моя работа – это творческая мастерская.

В моей работе на первый план выходит простое человеческое чувство: помочь, приласкать, посочувствовать.

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

Ежедневно соприкасаясь с миром детства, делаю вклад в завтрашний день детей, формируя навыки владения правильной речью. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и жизни в целом. Ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы и нашего сада в целом.

И каждый педагог меня поймёт - мы живем в своих воспитанниках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес, мы можем точно с большой уверенностью сказать:

«Я на своем месте!»

Я люблю свою профессию.

Моя работа – это творческая мастерская.

В моей работе на первый план выходит простое человеческое чувство: помочь, приласкать, посочувствовать.

Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

Ежедневно соприкасаясь с миром детства, делаю вклад в завтрашний день детей, формируя навыки владения правильной речью. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и жизни в целом. Ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы и нашего сада в целом.

И каждый педагог меня поймёт - мы живем в своих воспитанниках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес, мы можем точно с большой уверенностью сказать:

«Я на своем месте!»

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

24-й слайд:

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый. би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе) . Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного) . Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизве-дение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику) . Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и ис-пользовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

На занятиях может использоваться следующее оборудование:

- настольная и напольная ширмы:

Плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

Декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.) ;

Наборы кукол для пальчикового театра;

Куклы би-ба-бо;

- рукавички с изображением мордочек животных:

Костюмы персонажей сказок;

Игрушечные персонажи.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду де-ятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются раз-ные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.