Сказки для детей в утробе читать. Сказки для беременных читать. Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения? Детские сказки для беременных

А какое же оно, развитие еще не родившегося ребенка? Может ему нужно вслух и громко читать умные книги, философские трактаты, разговаривать с ним на иностранных языках и озвучивать законы физики? На самом деле все вовсе не так сложно и мудрено, как может показаться при незнании вопроса.

Прежде всего внутриутробное развитие крохи зависит от состояния его мамы. Но это состояние связано не только с режимом дня, и . Не менее важную роль в процессе развития будущего малыша играет и моральное состояние мамы в период беременности.

Думаю, ни для кого не является секретом то, что все будущей мамочки передаются и ее малышу путем выброса определенных гормонов в кровь. И то, какие именно это будут гормоны зависит от самой женщины, прежде всего.

Что именно оказывает положительное влияние на внутриутробное воспитание и развитие ребенка?

Собственно, любое занятие, приносящее будущей мамочке удовольствие, ощущение радости, вызывающее ее интерес, сказывается наилучшим образом на психоэмоциональном здоровье как самой мамы, так и малыша. А занятия могут быть разными: рисование, лепка из глины, пение, танцы, рукоделие, письмо, кулинария… Перечислять можно долго.

Конечно, эндорфин, получаемый от занятий пилатесом, йогой, аквааэробикой и прогулками, тоже не стоит списывать со счетов. Но зачем себя ограничивать только этим? Весь период беременности можно наполнить яркими ощущениями улыбками и удовольствием в значительно большем количестве и вариантах. Важно только приучить себя замечать любую приятную мелочь и получать от нее удовольствие. А еще лучше, если вы научитесь не только единолично наслаждаться позитивными моментами, но и делиться таковыми с окружающими вас людьми. Таким образом хорошее настроение будет исходить от вас и ответно возвращаться.

Наслаждаться можно абсолютно всем, начиная от утреннего чая с мятой или молоком и мягкого свитера, заканчивая обменом любезностями с соседкой или просмотром хорошего фильма. Каждый момент даже незначительного выброса гормона счастья пойдет только на пользу. Отбросьте в сторону грустные мысли и негативный настрой, просто представьте, что вы собрали их в одну коробку и разом выбросили. Не позволяйте себе погружаться в эмоциональное ненастье, пусть лучше оно выражается в дождике за окном, после которого обязательно появится солнце.

Методики внутриутробного развития ребенка

1. Цветотерапия

Возможно, оказавшись в положении, некоторые из будущих мамочек заметили, что начали нравиться те цвета, которые раньше не вызывали особой к себе приязни, захотелось окружить себя чем-то более ярким, насыщенным, разнообразием каких-то оттенков. И это хорошо. Позитивное влияние цветотерапии на самоощущение мамочки, что, передается и крохе в животике, является уже доказанным.

Даже обычным людям советуют окружать себя оранжевым цветом при ощущении уныния и для борьбы с депрессией. Влияние же зеленого и синего считаются успокаивающим, умиротворяющим. В общем, если вы понимаете, что какой-либо из цветов или оттенков стал весьма приятен глазу и наличие его в гардеробе или предметах быта вызывает положительные эмоции, просто получайте от этого удовольствие.

Занятие живописью и просто рисование также можно присоединить по характеру влияния к цветотерапии. В процессе работы с красками вы сможете играть с цветами создавать путем смешивания разные оттенки, к тому же выражать при помощи палитры то, что захочется, будь то пейзаж, портрет или натюрморт. А может вам понравится передавать всю многогранность моря в разном его состоянии? Дерзайте!

2. Музицирование и прослушивание музыки

Очень важна музыка, которую вы слушаете вынашивая малыша. Никто не ограничивает в выборе стилей, и понятно, что кому-то нравится рок, кому-то клубные направления, а кто-то предпочитает джаз или альтернативную музыку. Стилей много и все они разные. Каждый волен слушать то, что ему нравится. Но если говорить о том, какая музыка позитивно влияет на так званое внутриутробное воспитание ребенка, то здесь стоит рассмотреть определенные нюансы.

Во-первых, все мы знаем, что человек на 80% состоит из воды, а молекула воды поддается вибрации. Эта вибрация может быть как положительной, так и отрицательной.
Помню смотрела когда-то передачу, в которой ученые изучали строение снежинок, создающихся искусственным путем из воды при воздействии звуков разных частот. При звучании одних снежинки получались симметричными, ажурными, а при звучании других, выходили хаотичной формы.

То же воздействие оказывают звуки и музыка в частности на нас и ребенка, находящегося пока в животике. Пусть не полной мерой, но малыш слышит то, что звучит извне. Классическая музыка, например, влияет на деток положительно, она может либо успокаивать, умиротворять их, либо вызывает интерес и желание проявить свою реакцию в виде легких толчков. Громкая же музыка, сопровождающаяся резкими звуками, криками и быстрым темпом, приводит малышей в нервное возбуждение, вызывает гиперактивность, может даже быть причиной стресса.

Бытует мнение, что если на третьем триместре ставить перед сном одну и ту же умиротворяющую музыку, то после рождения ребеночек будет быстрее засыпать услышав уже такую знакомую мелодию. А еще, музыка с которой вы будете знакомить своего пока не родившегося малыша, послужит средством развития у него вкуса, поэтому стоит уделить особое внимание музыкальной подборке, выбранной с этой целью.

3. Воспитание голосом

Ваше чадо растет и потихоньку развивается внутри вас. Немаловажным фактором его развития и выработки реакции, умения распознавать, послужат голоса мамы и папы. Конечно, нужно разговаривать с малышом, сопровождая это поглаживаниями или легкими толчками в ожидании его ответной реакции. Только не стоит прибегать к подобному контакту слишком часто. Малыш может сладко дремать в тот момент, когда вам захочется пообщаться с ним. Дождитесь того момента, когда станут ощутимыми легкие движения внутри. Постепенно он начнет узнавать интонации и высоту голоса мамы, а потом и папы.

Нужно отметить, что участие папы в таком формате общения с ребенком не менее важно, чем контакт с мамой. Когда ребенок родится, ему должно быть одинаково спокойно и комфортно на руках обоих родителей. Это даст возможность менять друг друга в уходе за крохой, если один из родителей устанет и будет нуждаться в отдыхе. Наверное, вы видели деток, которые успокаиваются только на руках мамы. Так вот, ничего хорошего в этом нет. Да и папы начинают чувствовать себя напряженно и растерянно, не зная, как найти подход к собственному ребенку. Поэтому над установлением контакта между карапузом и его родителями нужно поработать заранее, не оттягивая момент до его рождения.

4. Любовь к ребенку с момента зачатия

Особое внимание хочется уделить желанности будущего крохи. При чем, конечно, лучше если ему заранее рады и мама, и папа в одинаковой степени. Детки, которые являлись желанными для обоих своих родителей, лучше развиваются, меньше подвержены стрессам, они чувствуют себя нужными, любимыми, защищенными, что способствует открытости перед новыми начинаниями, большей вере в свои силы.

Да, случается, что по той или иной причине женщина вынуждена готовиться к появлению ребенка без участия его отца. Но даже в такой ситуации нужно стараться настроить себя на позитивный лад и дать своему чаду всю любовь, ласку и внимание, на которые вы только способны.

И все эти чувства нужно начинать адресовать малышу с первого момента, как только стало понятным, что он зачат. Эти материнские эмоции должны проявляться на протяжении всего периода беременности, чтобы появившись на свет, карапуз чувствовал себя окруженным любовью и опекой.


5. Физическое и духовное развитие будущей мамы

Самым главным в процессе закладывания прекрасного в вашего будущего малыша является наличие этого прекрасного вокруг вас и непосредственно в вас самой. Чем большее количество красивого, интересного, развивающего вкус и интеллект окружает вас, тем лучше это отразится на психоэмоциональном развитии вашего чада.

Так что, ходите в галереи, на концерты классической и камерной музыки, пойте, читайте хорошие книги со смыслом, смотрите интересные фильмы и развивающие программы, танцуйте и рисуйте, готовьте вкусные и красивые блюда, старайтесь выглядеть хорошо и ухаживайте за собой.

Все это и многое другое будет закладывать в ребенка положительные качества как до рождения, так и после появления его на свет. Он будет видеть красивую маму и красивые предметы, ощущать приятные запахи, слышать грамотную речь, сопровождающуюся спокойной, уравновешенной интонацией, продолжать знакомиться с хорошей музыкой, а также всем новым и интересным.

Влияние гормонов на состояние организма беременной женщины и на развитие плода

Как только в женском организме зарождается новая жизнь, начинаются большие изменения, которые вызваны всплесками тех самых гормонов и их влиянием на тело, самочувствие и настроение женщины. Избежать этого нельзя, но можно постараться максимально сократить неприятные явления.

Если вы впечатлительная натура и не можете абстрагироваться от недобрых слов или критики в свой адрес, то постарайтесь себя оградить от негативных эмоций хотя бы на период вынашивания и кормления малыша. Это очень важно. Как будучи еще внутри вас, с кровью, так и появившись на свет, с грудным молоком, кроха будет получать и проносить через себя все ваши расстройства и горести.

Естественно, это не пройдет мимо и скажется на его развитии. Детки мам, подверженных стрессам, неспокойны, плохо спят, легко возбудимы, хуже концентрируют внимание и воспринимают информацию. Они подвержены перепадам настроения, также может прослеживаться склонность к агрессии и проблемы в социальном адаптации.

С другой стороны, все получаемые вами положительные эмоции, обязательно хорошо повлияют на психоэмоциональное развитие будущего ребенка.

Продуктивной вам беременности! Развивайтесь вместе с малышом, получая от этого удовольствие!

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

29.04.2019

Почти все будущие мамы мысленно устанавливают контакт со своим еще не родившимся ребенком. Они знают, когда он спит и когда бодрствует, чувствуют, оживлен ли он или остается совершенно спокойным. Это «вслушивание в себя» для многих женщин является бесконечно прекрасным переживанием. Ребенок в свою очередь реагирует на нежные мысли, ласковое обращение и игры радостным шевелением.

Многие, особенно папы, скептически относятся к таким занятиям, мол, ну что может понимать выпуклый животик? На самом деле, общение в утробе чрезвычайно полезно как для малыша, так и для членов семьи.

Это важно!

Разговор с животиком можно начинать с первых дней беременности, и просто необходимо с 14-16 недель. Исследования показали, что в этом возрасте кроха поворачивает голову к источнику звука, вздрагивает и закрывает личико при резких звуках.Общайтесь с животиком и ваш малыш вас услышит!

Но какую пользу способны принести беседы с малышом в животике ?

  • В огромном потоке звуков малыш, находящийсяв утробе матери, способен выделять знакомые голоса и различать интонации. Так, во время ссоры родителей, кроха в животике может вести себя тревожно. Спокойный голос матери или тихое пение, напротив, успокаивают.
  • После родов, слыша привычные голоса и звуки, знакомые песенки или музыку, младенцу проще справиться с послеродовым стрессом и почувствовать себя защищенным в новом большом мире.
  • Между будущей мамой и малышом протекает обмен не только веществ, но и эмоций. Испокон веков люди замечали, что яблоко от яблони недалеко падает. У спокойной мамы, как правило, рождаются уравновешенные и послушные детки. Если мама много нервничала и переживала во время беременности, то ребенок легко возбудим и гиперактивен. Тихое общение с малышом в животике и погружение в атмосферу любви к нему поможет отстраниться от житейских проблем.
  • Беседы папы с животиком полезны не только для малыша, но и для самого папы. Это помогает свыкнуться с ролью отца, и в дальнейшем быстрее преодолеть послеродовую депрессию, которая у мужчин встречается не реже, чем у женщин.
  • Существует мнение, что способность к овладению речью и изучению иностранных языков закладывается во внутриутробный период. Малыши в животиках уже способны различать фонетику речи, поэтому заниматься развитием будущих Ломоносовых можно начинать в утробе.

Приемы , которые помогут наладить общение с малышом в животике :

    • Язык движений

Животик растет, и вы все явственнее начинаете ощущать своего ребенка. Болтайте с ним и учитесь понимать его «язык» - язык движения . Малыш двигает ручками и поэтому возникает чувство «бабочек» в животе, а толчки и удары происходят от того, что он дрыгает ножками. Сосредоточьтесь на этих движениях, попробуйте разгадать, где ручка, где ножка. Поиграйте с ребенком, ведь малыши в утробе могут реагировать на прикосновения и поглаживания.

    • Игры с животиком

Игры с животиком не должны быть слишком активными и шумными. Прикосновения - нежные, голос – с ласковыми интонациями.

Топ ногой, топ другой (постучите пальчиками и по животу )

Я большой уже такой (широкими движениями сверху вниз погладьте живот )!

И шагают сами (пальцы «шагают» )

Ножки прямо к маме (погладьте живот по часовой стрелке ).

Как на этой на неделе

Прилетели две тетери ( ).

Походили-пощипали (слегка пощипайте кожу по часовой стрелке )

Походили-поклевали (постучите пальцами )

Посидели-посидели (очень легкие похлопывания )

И обратно улетели (круговые движения рукой по животу по часовой стрелке ).

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери (поглаживания сверху вниз ).

Мы тетерок будем ждать -

Дадим им крошек поклевать (постучите пальцами ).

    • Беседа втроем

Приобщайте к играм и беседам папу. Сядьте с мужем на пол. Пусть он прислонится спиной к стенке. А вы устройтесь между его раздвинутыми ногами. Положите вместе руки на ваш живот. Мысленно сконцентрируйтесь на ребенке, пошлите ему нежные слова и чувства. И скоро вы сможете «услышать» его. Он прижмется изнутри к вашим рукам.

    • Проводник в ЕГО мир

Многим родителям интересно знать, как чувствует себя малыш в животике, все ли с ним в порядке, как он переворачивается, как бьется его сердечко. Для более тесного общения учеными изобретен электронный стетоскоп Graсo. Им целесообразно пользоваться со второго триместра. Прикладываете стетоскоп к животу, надеваете наушники и прислушиваетесь к таинственной жизни внутри животика.

Проведите эксперимент: говорите, играйте с малышом и с помощью стетоскопа наблюдайте реакцию. Скорее всего, малыш откликнется на ваши слова. При желании звуки можно записать и оставить на память первые моменты общения с ребеночком. Вот такое чудо техники. Кстати, пишут, что он абсолютно безопасен, а слушать можно всей семьей.

    • Мысленное путешествие

Сядьте или лягте поудобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и вслушайтесь в себя. Положите одну руку на лобковую кость, а другую – на крестец. Ваши руки охватывают теперь матку, а значит, и ребенка. Попытайтесь мысленно увидеть свое тело изнутри. Что бы вы себе не представили, - правильно. Насладитесь этим моментом и медленно возвращайтесь назад из вашего «путешествия» .

    • Есть контакт!

Существует интересная методика общения , которая поможет вам лучше понять своего малыша, установив эмоциональный контакт с ним.

Понаблюдайте за шевелениями ребенка и отметьте то время, когда они интенсивнее всего. Это и будет время контакта. Теперь выберите способ общения: поглаживание, похлопывание, легкое постукивание, на ваше усмотрение. Вначале можно поздороваться с малышом, а затем спеть песенку или прочитать потешку. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное время дождитесь шевелений и начинайте тактильно-голосовое воздействие. Повторите несколько раз с короткими перерывами. Общайтесь с крохой таким способом около 10-20 минут ежедневно. После нескольких сеансов вы заметите обратную связь - малыш будет толкаться в то место, где вы в данный момент гладите живот. Спустя некоторое время, когда ребенок начнет регулярно отвечать на ваши действия, можно установить другой момент для сеансов связи, возможно уже с папой.

    • Уроки музыки

Учеными доказано, что прослушивание качественной музыки (классической, народной) во время беременности укрепляет нейроны ребенка, способствует лучшему развитию головного мозга. Внутриутробные уроки музыки развивают способности к обучению и музыкальный слух.

Главное, чтобы музыка нравилась будущей маме и вызывала у нее положительные эмоции, тогда позитив ощутит и ребенок. Привыкнув к определенному жанру музыки во внутриутробном возрасте, родившись, малыш наверняка разделит мамины предпочтения. Знакомые мелодии будут радовать и успокаивать. Важно не включать музыку слишком громко, так как резкий звук может испугать малыша.

    • Колыбельные, сказки, стихи

Читайте животику сказки, стихи или, напевайте колыбельные песенки .

У каждого литературного произведения есть свои ритм и мелодичность. Эти свойства сказок и стихов благотворно влияют на формирование речи ребенка еще в утробе матери. Ребенок слышит и впитывает, а после рождения узнает знакомые ему ритмы и мелодии сказок, которые слышал, еще находясь в животике.

Читая ребенку в период беременности, вы не только сможете научиться успокаивать малыша с помощью мелодичности текста сказок, но и посеете в малыше любовь к слушанию, что в будущем, несомненно, сослужит вам хорошую службу.

Колыбельные среди детских песенок вне конкуренции. Для исполнения колыбельных не нужны вокальные данные. Главное, чтобы песня вам нравилась, и вы пели ее с любовью к вашему крохе.

Перед сном или в минуты уединения, устройтесь поудобнее, положите ладонь на живот и тихонько напевайте. Скоро вы почувствуете, что ребеночек затихает от вашего пения и отвечает на него ласковыми шевелениями.

Прослушивание стихов, сказок и колыбельных дает отличные предпосылки для формирования речи и органов слуха. Это своеобразный урок лингвистики для вашего любимого пузожителя.

Таким образом, разговор с животиком - сплошная польза для всех членов семьи. Эмоциональный контакт и теплое общение с мамой в утробе способствуют гармоничному развитию ребенка, а также раннему внутриутробному воспитанию. У беременной разговор с любимым крохой сглаживает ощущения усталости, страха и беспокойства. И маме и папе общение втроем помогает лучше осознать их новые роли и морально подготовиться к рождению долгожданного малыша.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Инструкция

Сначала будущей маме нужно определиться, какой жанр ей по душе – прикладная или литература. Если у женщины прагматичный подход к материнству, стоит проштудировать современную литературу или классиков воспитания. Если беременная просто хочет отвлечься и погрузиться в мир эмоций, настроившись на позитивный лад, нужно отдать предпочтение сказкам.

Итак, что читать беременным по воспитанию детей? Можно изучить книгу доктора Комаровского «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». Труд в присущей Евгению Олеговичу ироничной манере. Книга отражает реалии современной семьи и учит будущую мать справляться со многими предрассудками, связанными с уходом за детьми.

Книга «Этот удивительный младенец» Людмилы Соколовой и Надежды Андреевой - это небольшой, но очень полезный литературный труд. Он поможет родителям понять, как, а главное, общаться с ребенком. Женщина, ищущая, что читать во время беременности, обязательно должна включить в свой список эту книгу.

Женщинам в ожидании материнства, которые не находят общего языка со своими близкими, боятся рожать или не суметь воспитать ребенка, обязательно нужно прочитать книгу «Душевный свет» автора Лууле Виилма. Это отнюдь не беллетристика и не банальное чтиво. Это философский труд, который наполнит мозг не только полезной информацией, но и поможет обрести гармонию в душе.

Часто спрашивая, какие книги читать в ожидании ребенка, женщины интересуются научной литературой, написанной для дилетантов. Стоит ознакомиться с трудом Мишеля Одена «Кесарево сечение» и «Возрожденные роды». Эти книги помогут тем, кто собирается рожать дома.

Для приятного и необременительного досуга подойдет «Исповедь маленького негодника» Саймона Бретта. Книга показана для чтения не только будущей маме, но и всем домочадцам. Море смеха и позитивных эмоций обеспечены.

Если список кажется вам слишком узким, на вопрос, что читать беременным, ответят сказки. Самое время перечитать или, наконец, познакомиться с творчеством Александра Волкова, Льюиса Кэрролла, Александра Милна, Туве Янссон и Астрид Линдгрен. Можно читать вслух, чтобы наслаждаться вместе с ребенком. Вот увидите, беременность заставит вас по-новому взглянуть на приключения Элли, Алисы, Вини-Пуха, Мумии-тролля и Пеппи Длинный чулок.

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.