Участников мордовского праздника «Шумбрат» объединит танцевальный флешмоб. Национальные праздники мордовии В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались н

Матрена Садыкова

Проведение праздника "Шумбрат , Мордовия !",посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Цель мероприятия : -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа ;

Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа ;

Формировать музыкально-слуховые представления,навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев ;

Знакомство с особенностями национального характера мордовского народа .

Музыкальный праздник "Шумбрат , Мордовия !"

Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа

Ведущий : Шумбратада кельгома инжихть ! Шумбратада шабат ! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник , посвященный нашей республике , нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?

Дети : - Мордовия !

Ведущий : А как называется город, столица Мордовии ?

Дети : - Саранск!

Ведущий : Правильно.

Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,

живешь, ходишь в школу?

Дети : -Рузаевка!

Ведущий : Правильно. Это и есть наша малая родина.

Ведущий :

Знаю, есть на земле города

Интересней, красивей, крупней,

Но связала судьбу навсегда

Я с Рузаевкой доброй своей.

Здравствуй, Мордовия , здравствуй,

Славься, родная земля!

Щедрой Мордовии , светлой Мордовии

Добрая песня моя!

Республика!

Твой гость - твой сын и брат

Его как друга чествуешь

«Шумбрат » -все вместе.

Шумбрат ! Шумбрат , Мордовия !

Гайняк! Гайняк, Мордовия !

Кельгома краеньке-най панжи маеньке

Мокшеэрзянь шачема-касома край!

Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают , что основы их хорошей жизни в братской семье народов России .

Земля моя! Мордовия родная !

Здесь родились мы, здесь живем

Твои богатства всюду прославляя

О красоте мордовской мы поем

Здесь в Мордовии поля без края ,

До небес богатые леса,

От весенних лучиков играя –

Зацвела Мордовская земля !

Кругом звенят капели.

Ручьи поют, шумят.

О солнечной Мордовии

Ребята петь хотят.

Песня «Роман Аксясь»

Ведущий : В нашей республике живут люди разных национальностей : мордва , русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.

7уч : Мордовия ! Земля моя,

Отчизна роз и соловья.

Мордовия ! Страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

Здесь небо всюду ясное

И солнце горячей

Я знаю, нет прекраснее

Мордовии моей !

9уч. А как легко здесь дышится,

Какой простор лесной

Родные песни слышатся

Над Мокшей и Сурой.

Наш край родной - мордовская земля ,

Тебе все наши песни и стихи

И любим мы раздольные поля,

Суры и Мокши чистые пруды!

Земли есть и красивей,

Мне не надо иной.

Ты ведь тоже Россия ,

Край Мордовский мой !

Выступать мы мастера.

Все мы русские и мордва .

Пели песни русские

Теперь поем мордовские .

Песня «Луганяса келунясь» - исполняют средняя группа

Мордовия моя – леса и пашни ,

Цветов и птиц привольная страна.

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?

Времени счастливая пора

Реки дружбы - Мокша и Сура!

Чтоб звенели песнями слова

Породнились с русскими мордва !

Етась тялось сась тундась

Ванды ули мазы майсь

Сембе нармоттне сайхть меки,

Конат тушендсть лямбе крайс.

Песня «Нармоннятне лиеда»

Ведущий : Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,

которая начинается с треска набухающих почек.

Мордовия ! Зову тебя я милой

И самой дорогою стороной,

Ведь ты меня вспоила и вскормила

И мне земли не надобно иной.

Ни с чем ты несравнимая

Пленяешь красотой,

Земля моя любимая

Горжусь твоей судьбой.

Во Франции, в Италии

В Америке –везде!

Мордовские матрешки

В большой, большой цене.

19уч. Мордовские умельцы

Те чудеса творят,

О деревянных куклах

повсюду говорят.

Песня «Матрешки»

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки» )

Ацинят, ацинят

Сараз вацихть кяднянза

Эшиняса штазень (моем в речке)

Парьхциняса нардазень (вытираем руки)

Проводим пальчиковую гимнастику для рук : Тя сурнесь –бабаце

Тя сурнесь –атяце,тя сурнесь-аляце,

Тя сурнесь –тятяце, тя сурнесь - монць!

В России , средь березовых просторов,

Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки :

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия ! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя.

Песня «Шачем крайняй» - исполняет Балясникова Настя

Ребенок :

Цветут сады, горят Рузаевские огни,

И мирный день шагает по планете.

Сегодня праздник , радостный такой :

Танцуйте, пойте, веселитесь дети!

Танец «Сударушка»

Ведущий :

Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские яблоки, ягоды и фрукты.

Ведущий : А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,

Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,

Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)

2. Поле белое Паксясь акша

Семена черные. Видьмотне равчт.

Кто умеет сеять, Кие машты видемост,

Тот умеет собирать ся машты кочкамост

(Чтение книги) (книгань лувомась)

А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст

Ялгатне содавихть зиянцта - Друзья познаются в беде.

Виде кись инь нюрьхкяняс - Правдивая дорога самая короткая.

Шачема вастфтома ломанць, кода пизофтома - Без родного места,человек как без гнезда.

Шачема вастта питни мезьге аш - Дороже родного места – ничего нет.

Эсь кудсот стенатневок лездыхть - В своем доме и стены помогают.

Ведущий : В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.

Песня «Лайме порась»

Ведущий : Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам :

«Пусть город начинается с тебя,

В его объятья ты на свет родился

В народе говорят совсем не зря :

Где ты родился, там и пригодился!

Средь дочерей и славных сыновей

Учись, взрослей и силы набирайся,

И стань хозяином Рузаевки своей.

И в реку жизни ручейком вливайся!»

Ведущий. И закончить наш праздник , я бы хотела такими словами : «Наш мордовский народ очень гостеприимный , и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой »

Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат

Сяда мялезд ладят.

Мордовский праздник “Шумбрат”

Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “ “, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс - «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов - покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

В 2004 году в Мордовии были учреждены республиканские национально-фольклорные праздники: мокшанский - «Акша келу» [Белая береза], эрзянский - «Раськень озкс» [Родовое моление], татарский - «Сабантуй» [Праздник плуга] и русский «День славянской письменности». Их цель - сохранение, возрождение и развитие национальных традиций, национальных видов спорта и укрепление межнациональных отношений. Национальные праздники проводились в Мордовии и раньше, однако сегодня они имеют более высокий статус и финансирование.

Праздник «Акша келу». Фото - «Диагональ»

«Акша келу» традиционно проводится в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района на праздник Троицы. На правом берегу реки Вад устраиваются народные гуляния, дегустация блюд мордовской кухни и концертная программа. На праздник съезжаются гости из Мордовии и регионов России. Изюминкой «праздника белой березы» является мордовская борьба на поясах. Отличий мордовской борьбы от похожих состязаний несколько: весовая категория борцов значения не имеет, противники не могут отрывать рук от кушака друг друга. Побеждает тот, кто сможет три раза уложить противника на землю [если один из борцов производит бросок через себя и первым касается земли - он проиграл]. Раньше эти соревнования назывались «борьба медведей», теперь - «Акша келу» в честь республиканского праздника.


Борьба «Акша келу». Фото - «Диагональ»

«Раськень (Велень) Озкс» проходит в селе Ташто Кшуманця Большеигнатовского района во второе воскресенье июля. Ежегодно проводится Велень Озкс [Сельское моление], а раз в три года - более крупный праздник - «Раськень Озкс» [Родовое моление]. На празднике гостей встречают не традиционным хлебом-солью, а хлебом с медом: чтобы дальнейшая жизнь была сладкой и сытной. Особенностью праздника является заседание Совета старейшин, на котором подводятся итоги работы за год. Праздник начинается с зажжения штатола [свечи]. На молениях звучит основная просьба присутствующих - о сохранении мокшанского и эрзянского народов, чтобы родной язык, традиции, культура жили на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Главное угощение на празднике - Букань ям [суп из говядины]. Суп на празднике варят в десяти котлах, чтобы никто из гостей не остался без традиционного угощения.


Национальный театр на празднике «Раськень Озкс». Фото - МГНДТ

Праздник «Сабантуй» проводится в Лямбире в конце мая - начале июня. Раньше праздник проходил на центральной площади райцентра, но площадь перестал вмещать всех гостей. Поэтому уже три года подряд Сабантуй проходит на территории центрального аэроклуба ДОСААФ России имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева. Сабантуй знаменует окончание весенне-полевых работ, поэтому на празднике награждают лучших работников в отрасли сельского хозяйства.

Для Сабантуя характерно выступление самодеятельных артистов, блюда татарской кухни и выступления парашютистов, мотоциклистов и конно-спортивного клуба. Традиционно Сабантуй изобилует спортивными состязаниями, на которые приезжают спортсмены не только из многих районов нашей республики, но из соседних регионов. Больше всего зрителей собирает «көрэш» [борьба на поясах]. Победитель получает звание «батыра» [силач, богатырь] и живого барана в подарок.


Сабантуй. Фото - Евгений Птушка

День славянской письменности и культуры отмечается в Саранске 24 мая. В этот день проходит тематический концерт, в котором принимают участие студенты музыкального училища и детские коллективы. В 2017 году праздничные мероприятия прошли возле Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, где выступили 15 хоровых коллективов.

В 2018 году в Саранске впервые пройдет межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Шумбрат» - идея учреждения республиканского мордовского фольклорно-этнографического праздника зрела уже давно. Сразу на нескольких площадках в городе пройдут концерты творческих коллективов, театрализованное шествие народов Мордовии «Все мы - Россия!», выставка изделий мастеров народных художественных промыслов, конкурс национального юмора и частушек «Кулдор-калдор» и этнодискотека. Республиканские праздники «Раськень озкс» и «Акша келу» сохранят свой статус.

С мордовского языка слово «шумбрат» можно перевести как «здравствуйте». В этот день его слышно повсюду: «Шумбрат, вам гости!», «Шумбрат! Мира и здоровья!».

Мы рады, что вот уже шестой год наш национальный праздник проходит в Москве. Ежегодно нашими гостями становятся от пяти до десяти тысяч горожан. Все они имеют возможность познакомиться с культурой Республики Мордовия через песни, костюмы, музыку и творчество, - сказал исполнительный директор МРОО «Мордовское землячество» Олег Ишуткин.

И вот площадь перед сценой парка начинает заполняться людьми. Они с интересом разглядывают прилавки с традиционными сувенирами и лакомствами. Чего тут только нет! И резные игрушки из дерева, колотушки, свистки, расшитые яркими нитями и бусинами фартуки, украшения.

Тут на середину площадки выходят нарядные женщины и мужчины с музыкальными инструментами - гармошкой и бубном. Они начинают петь веселые частушки и приглашают гостей потанцевать. Особо оценили развлечение дети - они присоединяются к артистам, хлопают в ладоши и улыбаются.

Вот гуляли по парку с внучкой и решили посмотреть, что тут за праздник такой интересный. Очень красиво и интересно! Правда, у нас по графику тихий час, но внучка не хочет уходить, видимо придется перенести, - рассказывает посетительница парка Тамара Ермакова.

Главное - гармошка

Конечно, ни один «Шумбрат», да и любой мордовский праздник, не обходится без песен, музыки и танцев.

Вокруг все чаще мелькают женщины в национальных костюмах - с разноцветными фартуками и богато украшенными головными уборами. На сцену начинают выходить различные коллективы, чтобы поприветствовать гостей и спеть для них традиционные и любимые песни.

Антонина Артюхина рассказала, что мордовцы любят устраивать шумные праздники.

Мордовский народ любит встречаться, иногда даже повод не нужен! Каждый праздник наполнен песнями и танцами, а самое главное - звуками гармошки. Могу сказать, что это наш самый главный музыкальный инструмент, - с улыбкой говорит Антонина.

Разнообразие нарядов

Наряды Мордовских народов отличаются большим разнообразием и богатым декором. Каждая женщина имеет повседневный и праздничный костюм.

Наряды для особых случаев обильно украшены разноцветной вышивкой. Основой праздничного убранства служит «панар» - удобная рубаха без воротника, сверху которой надеваются пояса, набедренные украшения и передники. Важную роль играют и украшения.

Испокон веков в деревнях плетут украшения из бисера, также создаются монисто - ожерелье из монет. Главное - ярко! Чем больше монист и бус, тем богаче женщина, - отмечает участница ансамбля «Колопинские голоса» Нина Гутарева, одетая в фиолетовую рубаху с зеленым передником, - Для нас этот праздник значит радость, объединение. Это возможность встретиться с земляками и познакомить другие народы со своими традициями.

«Шумбрат» объединяет

Помимо мордовских коллективов, праздник посетили и представители другого народа - татар. Коллектив татарского культурного центра Москвы «Мирас» отметил, что такие праздники служат объединению народов.

Самое главное - чтобы стремились объединяться. Народы объединяет культура. Чем больше у нас будет таких праздников, тем лучше, - сказала Танизя Кармышева.

Почетными гостями мероприятия стали уроженцы Мордовии, российские легкоатлеты Денис Нижегородов , двукратный призер Олимпийских игр, чемпион мира, и Ирина Станкина , заслуженный мастер спорта России, чемпионка мира по легкой атлетике.

А между тем, все больше горожан приходит посмотреть на выступления коллективов, сфотографироваться с нарядными артистами, попробовать блюда национальной кухни и получить особый подарок от мордовцев - искреннюю радость и улыбки.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей - чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» - соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда - пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания - бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат - праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие - «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы - это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля - сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное - не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.