Новообразования периода ранней юности. Психологическая характеристика юношеского возраста. Задания для самостоятельной работы

Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование ранней юности. Однако в этом возрасте не завершается личностное развитие, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению .

Эта психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем (И.В. Дубровина).

В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста близко представлению об идентичности - понятию, которое ввел в обиход Э. Эриксон. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Идентичность является условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:


1) открытие своего внутреннего мира;

2) появление осознания необратимости времени, понимания конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

3) формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические;

4) осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальной чувственности.

Образ «Я» с возрастом заметно меняется:

Некоторые качества осознаются легче, чётче, иначе;

Меняется уровень и критерии самооценки;

Изменяется степень сложности представлений о себе;

Возрастают цельность личности, стабильность и ценность её, а также уровень самоуважения.

Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии - понимания другого человека путем размышления за него. Представление о том, что думают обо мне другие - важный момент социального познания: это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания.

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы становится теоретическое мышление - формирование абстрактного мышления за счёт того, что юноша усваивает понятия, совершенствует умение пользоваться ими, рассуждать логически. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?» Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна, они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Старшеклассник начинает интересоваться тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумы-вания.

В юношестве выражена тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, которые стоят за конкретными фактами. Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы знаний и навыков - интеллектуальным дилетантизмом. У юношей может наблюдаться склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний.

Формирование мировоззрения - целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему. Мировоззрение тесно связано с решением в юности проблемы смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую и личную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку волнует множество серьезнейших вопросов, от правильного ответа на которые зависит вся последующая жизнь:

– Как найти свое место в жизни?

– Какое дело выбрать в соответствии со своими возможностями и способностями?

– В чем вообще смысл жизни?

– Как стать настоящим человеком?

– Как быстро разбогатеть?

– Как быстро добиться успеха на любимом поприще?

И многое другое.

К основному новообразованию юношеского возраста относится как раз то, что на данном этапе онтогенеза, при переходе от подросткового возраста к юношескому, происходит резкая смена внутренней позиции. Эта смена заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. При этом юноша или девушка стремятся занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Переход во взрослое состояние побуждает молодого человека к поиску рациональных оснований своей жизни, своих поступков, своих действий. Если раньше, в подростковом возрасте, все было просто: хочешь что-то делать – делай, не хочешь – не делай, то теперь надо "подбивать" рациональную основу: "Я это делают, потому что...", "Я подумал и решил, что будет так..." Многие в юношеском возрасте становятся настоящими аскетами, стараясь все силы бросить на достижение успеха.

  • 4.Особенности познавательных процессов младших школьников.
  • 5.Ведущая деятельность младшего школьного возраста.
  • 6.Проблема психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Виды и характер психологической помощи младшим школьникам.
  • 7.Новообразования младшего школьного возраста.
  • 8.Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Готовность к обучению в средней школе. Виды и диагностика готовности.
  • 9. Общая характеристика подросткового возраста. Теории подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца.
  • 10.Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.
  • 11..Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
  • 12.Социальная ситуация развития подростка. Взаимоотношения взрослого и подростка.
  • 13.Ведущая деятельность подростка.
  • 14.Новообразования подросткового возраста и их характеристика.
  • 15.Учебная деятельность подростка: причины снижения успеваемости.
  • 16.Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.
  • 17.Роль нового типа общения в подростковом возрасте в формировании самосознания и самооценки. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.
  • 18.Дружба у подростков. Ориентация на нормы коллективной жизни.
  • 19.Трудности взаимоотношения со взрослыми.
  • 20.Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и память.
  • 21.Подростки "группы риска".
  • 22.Акцентуации характера в подростковом возрасте.
  • Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко:
  • 1.Гипертимный тип
  • 2. Циклоидный тип
  • 3. Лабильный тип
  • 4. Астено-невротический тип
  • 5. Сензитивный тип
  • 6. Психастенический тип
  • 7. Шизоидный тип
  • 8. Эпилептоидный тип
  • 9.Истероидный тип
  • 10. Неустойчивый тип
  • 11.Конформный тип
  • 12. Смешанные типы
  • 23.Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).
  • 24.Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
  • 25.Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни".
  • 26.Ухаживание и любовь, подготовка к браку и ранние браки как способ самоутверждения во взрослой жизни.
  • 27.Новообразования старшего школьного возраста.
  • 28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
  • 29.Система профессиональной ориентации.
  • 30.Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте.
  • 31.Юноши и девушки "группы риска".
  • 32.Понятие об акмеологии. Различные подходы к определению периода взрослости. Общая характеристика периода зрелости.
  • 33.Общая характеристика ранней взрослости. Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы возраста.
  • 34.Особенности студенческого возраста.
  • 35.Особенности переходного возраста. Кризис 30 лет.
  • 36.Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни». Присущие данному возрасту личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов.
  • 37.Зрелость как вершина жизненного пути личности.
  • 38.Возможности обучения в зрелых возрастах.
  • 39.Причины проявления очередного кризиса (50-55 лет).
  • 40.Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
  • 41.Периодизация старения и роль личностного фактора в процессе старения.
  • 42.Отношение к старости. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Типы пожилых людей.
  • 43.Старость и одиночество. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
  • 44.Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.
  • 45.Эмоциональная и творческая жизнь людей пожилого и старческого возраста. Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.
  • 46.Старики в семьях и домах-интернатах. Психические отклонения в старческом возрасте.
  • 23.Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

    Ученые этому возрасту, дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.

    Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

    В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

    Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

    Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

    Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

    Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

    Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

    Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

    Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

    Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

    Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

    Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

    Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

    1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

    2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

    3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

    4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

    5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

    6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

    имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

    7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

    8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

    Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование ранней юности. Однако в этом возрасте не завершается личностное развитие, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению . Эта психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем (И.В. Дубровина).

    В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

    Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста близко представлению об идентичности – понятию, которое ввел в обиход Э. Эриксон. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Идентичность является условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит своего места в обществе, оказывается «потерянным».

    Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

    Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

    1) открытие своего внутреннего мира;

    2) появление осознания необратимости времени, понимания конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

    3) формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические;

    4) осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальной чувственности.

    Образ «Я» с возрастом заметно меняется:

    Некоторые качества осознаются легче, чётче, иначе;

    Меняется уровень и критерии самооценки;

    Изменяется степень сложности представлений о себе;

    Возрастают цельность личности, стабильность и ценность её, а также уровень самоуважения.

    Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии – понимания другого человека путем размышления за него. Представление о том, что думают обо мне другие – важный момент социального познания: это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир – самый эффективный источник самопознания.

    Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы становится теоретическое мышление –формирование абстрактного мышления за счёт того, что юноша усваивает понятия, совершенствует умение пользоваться ими, рассуждать логически. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?» Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна, они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Старшеклассник начинает интересоваться тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумы-вания. В юношестве выражена тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, которые стоят за конкретными фактами. Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы знаний и навыков – интеллектуальным дилетантизмом. У юношей может наблюдаться склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний.



    Формирование мировоззрения целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему. Мировоззрение тесно связано с решением в юности проблемы смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

    Кризис идентичности

    На юношеский возраст приходится кризис идентичности, т. к. в этом возрасте осуществляется серия социальных и индивидуально-личностных выборов и самоопределения. Здесь возможно несколько вариантов:

    1) неопределённая идентичность – человек не выработал своих убеждений, не выбрал профессию, не может построить жизненные планы, этому сопутствует страх взросления и перемен;

    2) долгосрочная идентификация – человек свой жизненный выбор сделал и решения принял не самостоятельно, а на основе чужих мнений;

    3) этап психического моратория – этап кризиса самоопределения, выбор из многочисленных вариантов развития того единственного, который можно считать своим. В это время молодой человек стремится (путём проб и ошибок) найти своё место в обществе.

    За ними следует или обретение «взрослой идентичности », или задержка в развитии – «диффузия идентичности» , которая составляет основу специальной патологии юношеского возраста – синдрома патологии идентичности (Э. Эриксон).

    2024 stekolniy.ru. В мире праздника.