Легко ли быть подростком кратко. Исследовательская работа "Легко ли быть подростком? Определение границ подросткового возраста. Психологические изменения, происходящие у детей в этот период. Анализ основных проблем в семье. Отношение подростка к друзьям,

Определение границ подросткового возраста. Психологические изменения, происходящие у детей в этот период. Анализ основных проблем в семье. Отношение подростка к друзьям, к противоположному полу. Выбор и задачи, стоящие перед ним на пороге юности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Краснодарский край, Калининский район, станица Гривенская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», 9 класс

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

Голубова Ксения Романовна

Введение

1.2 Психологические изменения

3.4 Мир вокруг

3.5 На пороге юности

Заключение

Список использованной

Введение

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Подростковый возраст по праву считается самым сложным, непростым, переходным периодом в жизни человека от детства к юности. В психологии подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

Эту тему я выбрала, потому что сама на данный момент являюсь подростком, и она сейчас для меня является наиболее актуальной. Мне интересно, что с нами происходит и почему? Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам. Я решила поинтересоваться, какие проблемы являются наиболее актуальными для подростков школьного возраста, какие пути решения этих проблем видят мои сверстники и каковы их интересы вообще.

Цель: Исследовать особенности подросткового возраста и найти ответ на вопрос «Легко ли быть подростком?»

1. Узнать, каковы границы подросткового возраста.

2. Выявить сущность и особенности подросткового возраста.

3. Провести анкетирование среди подростков, по теме исследования.

4. Провести анализ анкетирования и литературы по теме, что, поможет выявить проблемы подросткового возраста.

Глава 1. Границы подросткового возраста

Для начала я решила установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что этот вопрос спорный. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста: малолетние - до 14 лет, от 14 до 18 - несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, но чаще, как к взрослым.

1.1 Изменения подросткового возраста

Перечитывая статьи в Интернете, я обратила внимание на то, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно - и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания. Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков - 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А главное, что такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости.

1.2 Психологические изменения

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Подросток прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая - и наверняка желая унизить и поставить на место.

Растет интерес к представителям другого пола. Информация сексуального характера становится значимой, важной.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости - отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

У подростков в этот период формируются убеждения, они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Глава 2. Результаты анкетирования

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решила провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для решения намеченных задач, мною была проведена анкета «Актуальные проблемы современных подростков». В ней приняли участие 108 подростков от 13 до 17 лет, учащиеся средней общеобразовательной школы №13. Анкета была анонимной и включала в себя 5 вопросов.

Таблица 1 Результат опроса.

Исследование позволяет сделать вывод, что современных подростков больше всего волнует проблема с учебой, на втором месте стоит проблема со второй половинкой, на третьем - Интернет зависимость и скука. Большинство подростков считают, что именно эти проблемы являются наиболее значимыми и актуальными в современном мире.

Таблица 2

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что в современной подростковой среде присутствует множество различных проблем, в решении которых подросткам может понадобиться помощь близких людей.

Таблица 3

По итогам результата данного вопроса, можно сделать выводы о том, что большинство детей в случае возникновения у них проблем обратились бы за помощью к друзьям (так как данный вариант выбрало большее количество подростков). На втором месте стоит вариант обратиться за помощью к родителям, на третьем к старшим товарищам, далее самостоятельное решение. Так же подросткам была дана возможность написать свой вариант ответа на вопрос. Только некоторые воспользовались данной возможностью. Вот, что они писали: обратятся к классному руководителю, найдут решение в Интернете. Данный результат свидетельствует о том, что в случае возникновения у них проблем, они будут обращаться за помощью.

Таблица 4

Большинство учащихся либо не знают учреждений, где подростки могут получить помощь, либо затрудняются ответить. Я считаю, что стоит решать все трудности с родителями, но если проблемы личного характера, то стоит обратить внимание всех специалистов работающих с детьми на необходимость постоянного информирования детей о деятельности тех учреждений, в которые они могли бы обращаться в случае возникновения проблем.

Таблица 5

По результатам данного вопроса, очевидно, то, что большинство подростков знают Телефон доверия. Детский телефон доверия (8 800 2000 122) используют для консультирования по сложным темам, обсуждение которых в личной беседе могло бы быть затруднительным. А также всем, что разговор останется строго между ним и специалистом.

Таблица 6

Преимущественная часть подростков ответили, что в случае возникновения у них проблем, они не обратились бы за помощью на Детский Телефон доверия. Я уверена в том, что им стыдно разговаривать с посторонним человеком о своих переживаниях, либо они плохо представляют себе процесс консультации, не уверены в эффективности данного вида помощи.

«Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то среднему.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что современные подростки испытывают «трудности жизни» то есть проблемы с родителями, друзьями, со второй половинкой, трудности в учебе, скука, депрессия. Важно отметить, что большинство учеников осознают, что в решении проблем необходимо опираться на помощь близких людей.

Исследуя результат анкеты, я считаю, что стоит повышать психологическую культуру подростков, для того чтобы они могли помочь не только себе, но и друг другу.

Рассмотрев проблемы, касающиеся подросткового возраста, я решила изучить, почему возникают проблемы и методы их решения.

подросток семья друзья возраст

Глава 3. Проблемы подросткового возраста

3.1 Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Проблемы в семье

Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - нередко как раз враждебное растущему человеку. Пороки семьи - будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство - приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир - будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, - стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт - школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье.

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным.

Как показывают результаты анкетирования часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию». Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. «Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше.

Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно - чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.

3.2 Скажи мне кто твой друг? Подросток и его друзья

Всё же главное: взаимность, привязанность, как будто присоединение к другой душе, связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть, любовь и уважение. Вот уж поистине полное, необходимое и достаточно широкое объяснение, к которому не прибавить, не убавить, вот почему у каждого человека множество приятелей и знакомых, а друзей несколько.

Казалось бы, проблем нет, а на самом деле они есть и существенные.

Ориентиром, образцом для подростка нередко становится друг.

Вопрос о том, каким должен быть друг, - один из самых насущных для подростка. Друг нужен не только для здорового эмоционального самочувствия. Ища задушевного друга, подросток пристально всматривается в поступки и отношения людей. В дружбе обогащается общественный опыт подростка, укрепляются общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. И всё зависит от друга, каков друг, таков и подросток.

Отношение подростка к другу становятся всё более и более взрослыми: к другу он предъявляет высокие человеческие требования. Если перевести на взрослый язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, должен всегда и во всём быть как бы частицей моего «я». Ребята ищут то, что соответствует их новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени, складываются, испытываются и оттачиваются идеалы подростков. Идеалы создают для подростка как бы психологическую перспективу, а дорога к ней прокладывается по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, подражанию. Эти близкие ориентиры, образцы - или окружающие его взрослые, или товарищи по учёбе, интересам и увлечениям.

Вот мнения подростков о хорошем друге: «во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведёт, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен и, наконец, вообще, «умеет дружить по-настоящему».

Не правда ли солидный список? Но с одной стороны, это качества, говорящие о высоком моральном облике, это своеобразный моральный кодекс. С другой стороны, эти качества непосредственно касаются отношений ребят друг к другу и проявляются в отношениях, в дружбе. К другу предъявляются очень большие требования: подросток ведь во всём максималист, ему надо всего и сразу.

Каждому подростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются и уважают. Но не всегда легко сделать это самостоятельно. Один не видит своих недостатков, другой не может проявить свои достоинства, третий робок и излишне застенчив, необходимо, чтобы подростка поддержали родители, дали совет, и не оставались равнодушными к ссоре ребёнка с другом, ведь ему тяжело это пережить без поддержки.

Нормальное развитие невозможно без общения со сверстниками. Друзья - это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. У друзей он находит столь необходимую ему оценку его знаний и умений, качеств, способностей и возможностей. У друзей он находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

3.3 Трудности и любовь подросткового возраста

Отношения между представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще в детском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить о подростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически. Именно в этом возрасте в жизнь человека и вторгается это самое чувство, осмысленное и важное .

Сложно описать чувства подростка, когда он любит. У всех она разная, каждый проходит через это, у кого-то, может быть, она безответна, у кого-то напротив ответная. Когда любовь приходит к подростку, он, скорее всего, не будет склонен говорить о ней направо и налево, он будет хранить свое чувство от других. «Ведь та любовь, что на слова щедра, столь ненадежна, столь красноречива», - давно писал Тирсо де Молина. А Сухомлинский писал, что лучший разговор юных о любви - это молчание.

У каждого человека постепенно складывается внутренняя «идеальная модель» представителя другого пола, и каждый конкретный человек с ней более или менее осознанно сопоставляется. В некоторых случаях наблюдается своеобразное «впечатление» первого впечатления - наступает состояние влюбленности без дальнейшего критического анализа. С возрастом идеальная модель становится все более абстрактной, ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что не всегда реально.

Высшей и специфической формой полового влечения является любовь. Любовь - глубоко индивидуальное чувство, в отличие от других проявлений полового влечения она обязательно направлена на конкретного человека. Это чувство значительно расширяет горизонты восприятия человеком всего окружающего, придает ему способность многое увидеть с новой стороны, лучше почувствовать красоту и ритм жизни. В любви проявляется как общий уровень развития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость.

Есть такое выражение, что «любовь - это половой инстинкт, облагороженный разумом». Как это понимать? В чем именно заключается облагороженный характер любви? Во-первых, в том, что объект любви воспринимается во всем богатстве качеств, черт, свойств человека. Во-вторых, происходит осознание своего психического состояния: и себя как субъекта любви, и ее как объекта любви, и характера своего отношения к нему. В результате любовь накладывает отпечаток на все вообще отношения с этим человеком, а также и на взаимоотношения с другими людьми восприятие всего окружающего.

Общение девушек и юношей нередко вызывает осуждение взрослых. При этом они стараются всячески это общение ограничить. Однако таким путем ничего хорошего достигнуть нельзя, и прежде всего потому, что, с одной стороны, половое влечение в норме нельзя подавить, и это было бы противоестественно, а с другой - потому, что девушек и юношей лишают возможности научиться понимать и оценивать друг друга. Взрослых смущает и даже шокирует, например, отвлечение от учебы, возможность беременности, экономическая несамостоятельность. Нельзя лишать юных права на чувства, иначе это может обернуться тяжелыми последствиями, которые трудно будет исправить, а иногда и невозможно. Так в произведении «Честное комсомольское», трагедией оборачивается отношение матери к чувствам подростка. Ужасно, когда подросток встречает равнодушие со стороны взрослых или даже насмешки, и некому помочь будет ему в случае чего. Большинство взрослых убеждены, что подросток не умеет любить, не может, и не понимает, что такое любовь, значит, он не может чувствовать, значит, он не человек, только такие выводы приходят в голову. Нет, это человек, и он может чувствовать, и чувствует, у него есть душевно-интеллектуальная жизнь, побуждаемая физиологическими потребностями, естественными, как голод.

Многие взрослые склонны ругать современную молодежь. Грех это не новый, даже и в древние времена звучали осуждающие молодежь высказывания старших. Думается, однако, основное, что должно сделать взрослым - это постараться правильно понять подростка. Если последующие поколения были бы хуже предыдущих, не было бы никакого общественного прогресса. Мешает взрослым в отношениях с подростками отсутствие готовности взглянуть тот или иной вопрос с разных точек зрения. Родители как бы изначально убеждены в том, что истина всегда одна и взрослый - её признанный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными хотя бы на время встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения. Мешает и тот факт, что многие родители не могут или не хотят вспоминать себя в таком же возрасте, а если и вспоминают, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что они «были не такими» (подразумевается: лучше).

Больно подростку, когда он видит, что человек, которого он любит, уделяет ему меньше внимания, чем другим, вот и возникает ревность. По сути, ревность - это боязнь чужого авторитета. Это всегда сравнения себя с кем-то. Ревность ограничивает возможности человека и того, кого ревнуют, и того, кто ревнует. И если без неё не обойтись совсем, то, по крайней мере, формы проявления её должны быть цивилизованными, не унизительными для обоих.

Важно научиться цивилизованно решать проблемы, когда любовь ушла или встретилась новая. И сразу возникает вопрос, была ли любовь? Была, но прошло ослепление, а ответственность не пришла, но возникла привязанность. Или встретилось действительно свое, подлинное, когда без этого человека жизнь кажется невозможной. Некоторые ищут всю жизнь, находят все более, с их точки зрения, подлинное, настоящее и делают это совершенно искренне.

Я не стала проводить никаких опросов и анкетирования на эту тему, даже, наверное, не надо объяснять почему, этот вопрос очень личный, тем не менее, все выше сказанное, по-моему, мнению, верно и обоснованно моим маленьким личным опытом.

Любовь - это высшее проявление человеческой жизни. Взрослые должны уважать это чувство, трепетнее относиться к нему, понимать и поддерживать подростка, когда тот переживает. Любовь это важно, и хотя бы иногда подросток обязан посмотреть на человека, которого он любит, разумом, главное, не ошибиться, а то, опять же, последует разочарование. Любовь - это составляющая жизни человека, но нужно помнить, что есть и другие важные ценности.

3.4 Мир вокруг

Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью. Я выделяю следующие Увлечения:

3.5 На пороге юности

Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу.

Прежде всего, это выбор: выбор профессии, выбор человека, с которым подросток, возможно, будет формировать семью. Проблема выбора очень трудна и интересна в современном мире. И в первую очередь она важна в детском и особенно юношеском возрасте, когда личности приходится делать многие и многие выборы. «Выбор - мгновенный, импульсивный акт по двоичной системе (да или нет) или цепочка размышлений, борение страстей, преодоление противоречий». Можно долго размышлять и в какой-то момент принять решение; есть ситуации, позволяющие не спеша перебирать варианты, но отнюдь не реже в жизни и такие моменты, когда решение необходимо немедленно. Важно только не перепутать, а еще важнее захотеть и суметь найти тот или иной путь. Выбор-это, конечно же, сложнейший, разноплановый акт сознания. И включает он в себя многое, происходящее то на протяжении времени, то в сжатый момент. Всякий выбор вынужден целесообразностью, т.е. ведет к цели, поставленной человеком перед собой. Конечно, можно поступить, а то и жить просто так, по инерции, пассивно и дотянуть до взрослости, но такое прозябание не свойственно юности. Возможно и иное: цель возникает рефлексивно, как острое желание чего-то добиться. Но она все равно присутствует, ибо выражает собой главный движитель нашей активности - потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споре сомнений, тем большая вероятность победить в нем. Все зависит от того, какой человек, от этого зависит и возможность ошибки. Кто-то скор на решения, другой - тугодум, кто-то любит обсудить проблему с друзьями, другой выносит решение в себе, кто-то скептик, пессимист, а кто-то оптимист. Но и с каждым выбором человек меняется сам, даже если он ошибся, то от этого только накапливается опыт, и это непременно сказывается на других ситуациях. Есть же подростки, которые ошибаясь, замыкаются, у них возникают комплексы, и тут накапливается опыт, только отрицательный - опыт сомнений, разрешившихся неверным выбором. И как раз здесь возникает вопрос о признании ошибки. Хватит ли истиной принципиальности мужества признать ошибку? Если нет - беда: болезнь уйдет вглубь и станет чертой характера, когда в любой своей неудаче винят других. Если да - важнейшая из побед - победа над собой; тогда опыт ошибок становится фундаментальным приобретением человека, точнее не опыт ошибок, а опыт их сознания, понимания причинно следственных связей, опыт, который помогает не робеть перед жизнью, а все более сознательно принимать решения, ведущие к наименьшим издержкам, т.е. самому управлять своей жизнью, не боясь трудностей, но стремясь к их преодолению.

Выбор профессии или выбор учебного заведения - это важнейший вопрос, который возникает у ребят после 9 и 11 класса. Многие подростки выбирают профессию по разным факторам:

Подросток выбирает профессию за компанию, т. е. куда и друг

Подросток выбирает профессию, руководствуясь мнением родителей

Подросток выбирает профессию, потому что она престижна или имеет высокую заработную плату, или и то и другое

Подросток выбирает профессию, потому что он имеет расположенность к ней (в школе предмет более удавался в этой сфере, она для него интересна и увлекательна).

По сути, точность выбора зависит от того, насколько в его основании лежит предвидение, предполагаемый результат. Но ведь и предвидение всегда носит вероятностный характер, а степень вероятности, опять же, обусловлена опытом. Круг замыкается... И этот круг разрешить помогут взрослые, они могут помочь выявить какую-то расположенность к профессии. Плохо, если взрослые не приемлют решения подростка, оно кажется незначительным для них, заслоняющее что-то важное для взрослых, в том числе и для подростков, их настоящего и особенно будущего.

Так же не менее важный вопрос - выбор спутника жизни, хотя немного рано об этом задумываться, но подросток в конце переходного возраста уже чувствует полноценно и искренне. Конечно, чувство половой принадлежности приходит много раньше, и влюбленность может появляться даже с детского сада, но при переходе в юность подросток воспринимает окружающих людей более остро, и любовь неизбежно настигает его.

Многообразие ситуаций и обстоятельств определяет выбор. Только эти обстоятельства вне человека, это его среда, вызывающая мысли и чувства, рождающая отношение и общение, к которым ни один из людей не должен быть безответным. Но - какими бы они не были - одни они не могут и не должны жестко предопределять наши поступки. Их совершает сам человек!

Литератор Татьяна Толстая как-то высказала мысль: «Думаю, наступило страшное время, когда все решать нужно самому. Никакая соборность тут не поможет». Самое прекрасное и самое страшное - неотвратимость выбора, решения. Прекрасное - как ожидание леденящий в первый момент бодрости после прыжка жарким днем в реку, т.е. чего-то сулящего потом радостную свежесть новизны, ощущения владения своим телом, победы над собственным страхом. Страшное - неизбежность, страх перед будущим, отказ от иных вариантов, принятие на себя полной, в сущности, ответственности за последствия, за большие и малые потери, всегда, в общем - то, неизбежные. И никакая соборность (группа, семья, коллектив, компания) ничего в момент решения не изменит, потому что оно принято.

Из всего неповторимого многообразия жизненных явлений, процессов, человеческих чувств и поступков, и, правда, нелегко выпутаться. Обществу нужно, чтобы каждый непременно нашел себя там, где полнее всего раскроются богатства его личности, способности и дарования, где он окажется незаменимым именно благодаря неповторимости своей индивидуальности, стремлению вести за собой других. Но всеобщая гармония вряд ли будет на земле, все зависит от рождающейся взрослой личности.

Заключение

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и зовут - жизненные задачи. Американский психолог Роберт Хэвигхерст выявил восемь задач в своей книге «Задачи развития и образование»:

Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

Принятие мужской и женской роли.

Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Появление желания нести ответственность за себя и общество.

Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач не уйти некуда. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это люди привыкли делать, пиши - пропало. Не выполнил восемь задач, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписанное правило общественной жизни. Так или иначе, мы затронули эти задачи.

Решения задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

1. повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие,

2. резкой сменой настроения,

3. возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями,

4. появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Взрослые и социально-психологические службы непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Подростки непосредственно сталкиваются со всеми этими трудностями. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст «трудным».

Таким образом, подводя итог работы, нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать в работе педагогов-предметников, социальных педагогов и психологов школы, так как они ежедневно вынуждены решать не одну, а целый комплекс подростковых проблем. Также можно применять полученные данные при подготовке к урокам, родительским собраниям, при индивидуальных встречах с родителями и подростками. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список использованной литературы

1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006.

2. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

3. Кон И.С. Психология ранней юности.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика психологических особенностей детей подросткового возраста. Обобщение основных трудностей и задач развития и воспитания подростка. Изменения во взаимоотношениях с родителями, сверстникам и друзьями. Школа, как ведущий институт воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2010

    Человек, его социально-психологические и индивидуально-психологические различия. Психологические особенности юношеского возраста. Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период. Психология человека пожилого и старческого возраста.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Серьезные изменения, происходящие в организме взрослеющего ребенка в подростковом возрасте. Психологическая характеристика подросткового возраста. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Типичность возникающих проблем.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Психологические особенности подросткового возраста, этапы становления личности. Существующие проблемы, принципы и перспективы их разрешения. Разработка и обоснование основных рекомендаций, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика отношения к детям подросткового возраста в семье. Социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста. Избежание серьезных психологических травм и потрясений у подростка, связанных с негативными факторами.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2016

    Физические и психологические особенности подросткового возраста. Рассмотрение стадии полового созревания как важнейшего фактора развития подростка. Описание детских поведенческих реакций в переходном периоде. Анализ внутренних и внешних перемен детей.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Психологические особенности детей подросткового возраста. Выявление очередности рождения подростка и ее влияния на развитие индивидуальных способностей ребенка. Исследование различий в уровне самооценки и притязаний единственных и младших детей в семье.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Целостный, многоаспектный анализ ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Иерархическое строение девочек и мальчиков подросткового возраста в основных аспектах. Статистическая оценка различий в признаках мотивационно-смыслового аспекта.

    Особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью. Психологические особенности подросткового возраста. Причины агрессии.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в интернатах. Причины агрессии, ее виды и механизм действия.

Молодость — это состояние души, ощущение, с которым живут многие люди в нашем мире, то, что заставляет нас рисковать, идти вперёд и не останавливаться на достигнутом

Нет чёткой границы, которая определяет — молод человек или нет, ведь можно и в 40 лет оставаться наивным ребёнком, верящим в чудо и жаждущим волшебства, а можно уже в 18 лет обладать твердым характером, который присущ, прежде всего, взрослому, опытному человеку.

На вопрос «Легко ли быть молодым?» я с уверенностью отвечу: «Нет, нелегко». И на это есть много причин: вечный конфликт отцов и детей, постоянные внутренние противоречия, поиск себя в этом огромном мире.

Молодому человеку, который максималист до мозга костей, порой очень сложно найти общий язык с родителями. Поводом для ссоры может стать как разные идеалы, так и их отсутствие. Нам трудно принять сторону родителей, так как они, бывает, не понимают или не пытаются понять нас… Это самое трудное!

Поиск себя толкает нас постоянно на необдуманные поступки, о которых потом нередко приходится жалеть.

Молодость — это и страх вступить во взрослую жизнь, страх риска и потери, который делает нас слабее и не даёт реализовать свой потенциал. В подростковом периоде всё чаще возникает желание оторваться от реальности, окунуться в мир фантазий, ярких красок, где будут отсутствовать проблемы… Всё это говорит о кризисе молодого поколения. Так легко ли быть молодым? Этот вопрос я задала прохожим разных возрастов, которых встретила на улицах Качканара.

— — — есть контакт — — —

Соня, 15 лет

Да, легко. Серьезных проблем нет. Нам, подросткам, легче, чем взрослым, солидным людям. У нас тож есть проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Но это ерунда.

Именно в это время легко заводить настоящих друзей, которые остаются рядом с тобой на всю жизнь, легко заводить отношения. Легко любить, легко прощать. Да и ты знаешь, что есть родители, которые всегда тебе помогут.

Настя, 17 лет

И да, и нет. Особых проблем у молодежи нет. Каждый день с нами что-нибудь да происходит. Учеба — проблема, ссора с друзьями — проблема и так можно перечислять до бесконечности. Мы, подростки, можем сделать проблему из чего угодно, но в целом жизнь для нас — прекрасна!

Марк, 14 лет

Нет, нелегко. Наша основная проблема — это нехватка времени. Нам особенно трудно — ведь молодость это тот период, когда решается наше будущее. От образования зависит карьера и дальнейшая жизнь. Или ты будешь подметать дворы, или устроишься на работу в приличную компанию. Выбор только за тобой. Уметь принимать решения очень трудно. Правда, единственная проблема, с которой я пока постоянно сталкиваюсь, это нехватка времени. Из-за нагрузок в школе не всегда есть время на личные дела.

Вова, 14 лет

Да, легко. По-крайней мере у меня трудности пока никаких нет. Молодым быть легко. Ведь только в это время ты можешь позволить себе то, что не могут взрослые тётечки и дядечки. Ты ещё очень молод и перед тобой открыт весь мир, все двери перед тобой просто распахиваются! Можешь делать, что хочешь, заниматься чем угодно, не задумываясь о последствиях.

Саша, 14 лет

Нет. Трудно. Главная проблема — нехватка денег. Молодёжь сегодня тратит много карманных денег на чипсы, сухарики и прочую ерунду. Без карманных расходов сегодня никуда, но родители не всегда дают достаточно денег. Зачастую ты многое себе просто не можешь позволить. А устроиться на работу 14-летнему подростку — это что-то из ряда фантастики.

Александра Васильевна, 70 лет

Молодым сейчас сложно. Молодость — это самый важный отрезок в жизни каждого человека. Чего он сумеет достичь в это время, то он и будет представлять из себя в последующие жизненные этапы. От цели, которую перед собой поставит молодой человек, зависит многое, и если он её достигнет, то у него всё сложится в жизни. А если цели нет, то такому человеку, конечно, очень просто живётся. Быть образованным, воспитанным, культурным всегда сложно. А вот человеком, которому на всё наплевать, быть во все времена легко. Таким людям очень просто живётся.

Гортензия, 19 лет

Определенного ответа на этот вопрос у меня нет. С какими проблемами мы сталкиваемся по жизни? Это трудоустройство и отсутствие заработка, это иногда конфликты с родителями, это образование и учеба. Говорят, что каждый человек — кузнец своего счастья. Но в то же время у нас есть возможность быть беззаботным. Единственное, хочется пожелать ребятам — не торопитесь становиться старше!

Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Трудно ли быть подростком?

    Офигенно трудно. Я, например, не смог им быть — сразу стал взрослым — начал зарабатывать деньги, содержать семью…
    Это конечно легче.
    Подростки, меньше стоните. Никто вам ничем не обязан. Даже в блокадном Ленинграде вы получалди паек не по детским карточкам, а по иждивенческим (самый мизер из всего ассортимента карточек). Так что забудте импортное слово «тинейджеры», забудте мажорное слово «подростки», а вспомните исконно-русское — «иждивенцы» и давайте завязывайте с соплями — учитесь и идите на пропитание зарабатывать…. Пиявки на родительской шее, блин.

  2. какая разница как называться? по мне так и подросток очень даже ничего
    а быть подростком трудного нет, по-крайней мере пока в школе учишься, и времени свободного много, и деньги при желании найти можно, а дальше вот сложно наверное, надо и учиться и деньги на учебу зарабатывать

    Трудно ли быть подростком?
    Незнаю, я сразу встал во взрослую жизнь. Нужны были деньги — «… оторви свой ….. и иди работай!» сказал я себе. И пошол таки зарабатывать (лень было у предков выклянчивать на карманные расходы). 8)

    Думаю у каждого возраста свои проблемы и свои радости. Кто считает, что молодежи сложно — дак взрослым вроде тоже не сахар, когда деньги уже нужны не то, чтобы на сухарики, а на жизнь, когда сам за все в ответе, а времени еще меньше. Лучше задумайтесь о плюсах, пока свобода, пока можно гулять и веселиться с друзьями, пакостить в школе. А потом придет время и станете взрослыми — это я думаю не отвратимо.

  3. Да если сравнивать с подростком со взрослым, то труднее всего быть подростку, да потому что у него не достаточен жизненный опыт, трудно выбрать профессию, найти общий язык со старшими, но с другой стороны моральной как бы подросток должен счастливее чувствовать, он еще не отошел от дества, и вообще эт переходный возраст, когда подросток отходит от детства и переходит во взрослую жизнь…. Да мы в это время находим себе друзей, которые остаются на всю жизнь, мы ссоримся прощаемся, нам легче мириться с другом чем со взрослым, это время, когда мы развиваем чувства, когда появляться новые чувства, мнения, мысли, фантазии во взрослую, думаю, что не надо так переживать, над наслаждаться моментами и жизнью, то что трудно жить эт уже проблема в государстве, у нас завышены цены, малая стипендия, дорогой проезд, одежда дороговата, вот молодежникам требуется как минимум тридцать тысяч рублей в месяц, чтоб на все хватало и жил счастливо…. да мы пытаемся найти любой способ заработки и находим, с моей точки зрения самые лучшие эти годы, когда учишься в школе, в вузах, это все что нужно для счастья, потом все годы будешь семью питать, так что не думаю что молодым легко…

    Мне афигенно трудно, начиная с 9 класса все больше и больше долгов, жестокие проблемы со школой — это учитывая что я хорошист, начинают родитель палить за то что употребляю я, и сильно наказывают, до того что уже сбежать из дома охото застрелиться, покончить с собой, и у кого такое же состояние, держитесь, главное держаться, все пройдёт и станет нормально и образуется…

    8784 wrote:

    Начинают родитель палить за то что употребляю я,

    Позвольте узнать, что употребляете? И ни это ли употребление чего то влияет на трудности в учёбе?

    Максим Мне афигенно трудно, начиная с 9 класса
    мой, стирай, готовь жрачку, ходи по магазинам в поисках, где подешевле, так как у тебя долги. И ты сразу поймёшь как тебе стало АФИГЕННО СТАЛО ЛЕГКО.

    8784 wrote:

    Максим Мне афигенно трудно, начиная с 9 класса
    А ты попробуй жить самостоятельно, устройся на работу, сними квартиру,
    мой, стирай, готовь жрачку, ходи по магазинам в поисках, где подешевле, так как у тебя долги. И ты сразу поймёшь как тебе стало АФИГЕННО СТАЛО ЛЕГКО.

    Он пока не поймет. А станет жить самостоятельно, дак уже никуда не деться. У него еще будет халява и веселье в универе или в училище-колледже, там уже и с родителями попроще в плане пить-курить, ноооо можно таких косяков наделать, что потом всю жизнь будешь расплачиваться. А потом работа, дом, семья, проблемы, нехватка времени и денег всегда, понимание своей ответственности за других.

    Юшаня
    Поймёт Юшаня, поймёт. Когда из дома выгонят, поймёт как АФИГЕННО СТАЛО ЛЕГКО.

    O капец мне все с 7 класса стало все трудно

У детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей - далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

0 комментариев 06.03.17

В психологической литературе ни один возраст не обсуждается столь детализировано и скрупулезно как подростковый период. Большинство родителей с нескрываемой опаской ждут наступления этой стадии и неизбежных сложностей, связанных с активным . Исходя из своего профессионального опыта, я могу с полной уверенностью утверждать, что подобные опасения небезосновательны.

Границы подросткового возраста

Подростковость не наступает по часам и календарю. Возрастные рамки могут смещаться в ту или иную сторону в зависимости от множества факторов: степени эмоционального и интеллектуального развития ребенка, семейных обстоятельств, уровня социализации.

Психологический портрет подростка

Когда мы говорим о личностных особенностях, следует понимать, что речь идет о человеке, находящемся на границе двух принципиально разных состояний - детством и взрослостью. С одной стороны он утрачивает преимущества ребенка, не имея при этом возможностей взрослых. Во многом это объясняет характер противоречий, присущих ребятам в этом возрасте. Английский психолог и публицист Робин Скиннер метко подметил, что подростки они минуту взрослые, минуту дети.

Причины вызывающего поведения подростков

По моим наблюдениям, главной возрастной задачей, с которой сталкиваются юноши и девушки в этот период, является отделение от родителей. Авторитет взрослых неуклонно падает. Многие родители болезненно переживают этот эмоциональный разрыв, часто выбирая не самую верную стратегию для своих действий. Агрессивность, становится преобладающей чертой многих подростков и часто выступает естественной реакцией на давление со стороны взрослых, не готовых смириться с эмансипацией своего чада. Этим же объясняется принципиальное непослушание и неуважение со стороны детей.

Подростковая лень - еще одна характерная особенность этого возраста. За юношеской инертностью могут скрываться совершенно разные состояния и проблемы. Родителям их лучше постараться понять, прежде чем упрекать свое чадо в бестолковости и нежелании учиться. Лень может выступать своеобразной формой пассивного протеста, быть проявлением переживаний и беспомощности или банально свидетельствовать о чрезмерной утомляемости и перегрузках (не стоит списывать со счетов того, что в этот период происходит серьезная гормональная перестройка организма).

Каково быть современным подростком

Проблемы взрослеющего ребенка во многом обусловлены социальными факторами. Современные подростки сталкиваются с реалиями, которые были совершенно незнакомы их сверстникам еще 10-15 лет назад. Например, не последнее место в социализации нынешних детей отведено Интернету, а если быть конкретнее, - социальным сетям.

В мире виртуального общения подросткам навязываются стандарты, часто не соответствующие их возрасту. С подобного рода проблемами я систематически сталкиваюсь, работая с коррекцией подросткового поведения. Под влиянием тиражируемых образов, многие юноши и девушки уже в подростковом периоде хотят быть состоятельными, иметь полную независимость от взрослых, выстраивать серьезные отношения. Конфликт желаемого и реальности повышает градус психологического напряжения.

Следует знать вот что - подростков, которые творят подчас совершенно дикие вещи, вроде 15 человек на одни "Жигули", заставляет делать все это не только желание примкнуть к комфортной социальной группе, но и их беспощадный мозг, а точнее - некоторые биохимические процессы, происходящие именно в этом возрасте. Неадекватная оценка опасности, агрессивное поведение по отношению к взрослым и к себе и т.п. присуще именно подросткам в следствие неокончательно развившихся лобных долей мозга. И это никакая не патология, просто естественное течение вещей.
Таким образом, в этом возрасте интеллекта может вполне доставать, а умения контролировать себя - нет. И как раз на этот жизненный этап приходится целая гора сложных явлений: взаимодействие с противоположным полом, с родителями, осознание себя в мире взрослых, мысли о будущем и о своем месте в этом будущем. Короче, настоящая война.
И, наверное, ответить именно так мне захотелось для того, чтобы какие-нибудь настоящие или будущие родители не отстранялись от своих детей, в какой-то момент из ласковых и вежливых котят превратившихся в угловатых, хамоватых и непонятных людей, которые почему-то закрываются у себя в комнате. Именно сейчас им дико нужно принятие и искренний интерес к тому, что с ними происходит. Потому что нет, подростком быть совсем нелегко.

Нет. Ужасно нелегко - дьявол возьми этот юношеский максимализм! Из крайность в крайность бросает, точно из жара в холод и обратно. Порой у меня создается впечатление что вся подростковая реальность - это зеркальная комната, где я кривляюсь изо всех сил, с собой воюю, сама себя пугаю, сама себя смешу, сама себя обнимаю, себя люблю… Это пройдет, верю и знаю, но довольно непросто жить, учиться трезво воспринимать мир и действительность, когда сегодня я пассивный мешок, полный неуверенности, страха перед будущим, развалившийся на диване, а завтра - индивид, стремящийся к действиям, событиям, успехам, достижениям с раскрытым нараспашку сердцем. Подросток - сочетание несочетаемого: отчаянной мимолетной глупости и долгим, грызущим осознанием последствий этих глупостей, таким же мимолетным чувством любви, нежности к миру, к окружающим и поглощающей с головой ненавистью, слезами, которые душат и кричат "никто меня из вас не понимает..." Но именно в подростковом возрасте мы можем стать теми, кем хотим прожить всю оставшуюся жизнь. Так что... будучи подростком, нужно в первую очередь стать умелым керамиком, который из собственной сущности, подобной глине, будет лепить то, что он захочет увидеть в будущем, что будет радовать его глаз, греть душу... личность.

Дать четкий и конкретный ответ на этот вопрос очень сложно, так как есть очень много индивидуальных факторов, благодаря/вопреки которым каждый переносит этот период по разному. Вспоминая свой личный опыт,я могу с уверенностью заявить, что нет, было не сложно, напротив, было очень динамично, весело и интересно. С другой же стороны, у меня есть достаточно много знакомых, для кого этот период жизни выдался безумно тяжелым, сопровождался периодическими депрессиями и разочарованиями (которые, как я считаю важно заметить, были у всех, разница лишь в кол-ве, и том, как Вы к ним отнеслись), и они вспоминают те времена как упущенные возможности, и чувствуют дискомфорт, когда собравшись в компании старых друзей/товарищей/знакомых люди с улыбками и/или смущением вспоминают свой буйный подростковый период, первый алкоголь/тусовку/секс, ведь у них таких ярких событий в то время не происходило, а на их месте находятся мрачные воспоминания о одиночестве или других, весьма неприятных аспектах их прошлого.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.