Задания по окружающему миру для детского сада. Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир. Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким орехом»

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность [Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипова, Л.И.Белякова и др.; под ред.Н.М. Назаровой. – 5-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006].

Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.Г.Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы…Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский . Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Я.А.Коменский , придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний. Ребенок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей,… обучать всему через наблюдение и чувственное доказательство», - гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Коменского

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание» / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, Е.Ф.Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. ]

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же является одним из способов развития наблюдательности.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы – это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Окружающий мир в дидактических играх

Для развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.

Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют дидактические игры.

Игра является важным условием успешного воспитания и развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко и К.Д.Ушинский.

К.Д.Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» .

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

Педагог опирается на игру как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, однако насыщает игру дидактическими правилами так, чтобы у ребенка возникла необходимость умственного напряжения.

Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и на занятиях и вне них.

Если во время занятий педагог осуществляет прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадай, выполни роль и др.), что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растений и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать [Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.]

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:

«Когда это бывает?»

Вариант 1.

У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.

Вариант 2 .

Педагог предъявляет детям картинку с изображением одного времени года (например, осени) и предлагает хлопнуть в ладоши, когда они услышат то, что бывает осенью: жарко, идет снег, желтеют листья , на земле появилась первая травка, дети загорают, люди собирают урожай овощей , набухают почки, летают пчелы и бабочки, ласточки улетают в теплые края, медведь спит в берлоге, в парке листопад , прилетели грачи и т.д.

При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;

3. поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. конкретно и четко объяснять правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов)

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Например:

Название игры

Дидактические задачи

Ход игры

«Угадай, что где растет»

Уточнить знания детей о названиях растений и месте их произрастания.

Развивать внимание, сообразительность, память.

Дети стоят в кругу. Педагог (или ребенок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес, поле, луг). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение.

«Что сначала, что потом?»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательные связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность.

Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начать с любой картинки или по заданию педагога «начни с этой картинки»). Объяснить, почему так разложил.

«Детки на ветке»

Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению педагога: «Детки найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течении круглого года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в название игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д..

Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов (результат) – проводиться сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей [Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М.В.Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.]

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова

А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

Программное содержание:

  • Познакомить детей с тайгой и зоной лесов. Освоить действия использования модели, отражающие взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне (на примере леса).
  • Закрепить знания об осенних явлениях в живой природе. Активизировать умственную и речевую деятельность детей (умение образовывать новые слова. Подбирать слова-определения, образовывать уменьшительно-ласкательные слова).
  • Воспитывать бережное отношение к всему живому.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
  • Активизация словаря:
    Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, хмурень, багряная, шуршат, улетают, курлыкают и т.д.
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание иллюстраций "Времена года", чтение стихов произведений об осени.
  • Знакомство с народным календарём, приметами, загадывание загадок.
  • Материал:
    Картинки-схемы, модель, звукозапись, иллюстрации, мяч, проектор, ноутбук, доска, листочки.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 мин.)

Что за чудо-чудеса!
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умелые руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

Говорят. Что сказочные герои любят путешествовать.

Так ли это?

Назовите таких героев?

(лягушка-путешественница, баба-яга, кот в сапогах)

Вам нравиться путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в путь.

Прежде чем мы с вами отправимся в путь.

Скажите, какое сейчас время года? (осень)

Назовите осенние месяцы?

Как можно по другому назвать МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ по народному календарю.

СЕНТЯБРЬ - листопадник, листобой.

Вспомните приметы сентября.

  • В сентябре лист на дереве не держится.
  • В сентябре шуба за кафтаном тянется.
  • Сентябрь - птиц в дорогу собирает.
  • В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

ОКТЯБРЬ - хмурень, грязник.

Вспомните приметы октября.

  • Октябрьский гром- зима снежная.
  • В октябре птицы летят низко к ранней зиме.

НОЯБРЬ - ледовый кузнец, полузимник.

Вспомните приметы ноября.

  • В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.
  • В ноябре рассвет с сумерками встречается.

(на экране появляется белочка расстроенная)

Ребята белочку унесли из родного дома, а чтобы вернуться домой, много ли там света, тепла, воды, богата ли почва.

А у меня есть подсказки- схемы, которые помогут вам найти ответы.

(садимся за столы, на доске схемы)

2. Выполнение работы детьми за столами (10 мин)

Белочка не знает, какая у неё почва, но деревьев и кустов много, трава растет, густая, сочная, на зиму запасает орехи, ягоды.

Значит почва, какая? Сухая или плодородная.

Давайте договоримся если богатая почва то обозначим значком МНОГО, ДОСТАТОЧНО меньше значок, МАЛО ещё меньше значок.

Почва богатая (много) (выставляю значок)

Летом у неё жарко, а зимой холодно, все звери и птицы приспособились к этому, кто в теплые края улетают, кто в спячку впадает, кто на запасах живёт.

Так, что тепла у неё не много и не мало, а ДОСТАТОЧНО (выставляю значок).

Летом светло, дни длинные, а ночи короткие, а зимой наоборот, ночь длиннее дня, но света всем хватает и растениям и животным, тепла ДОСТАТОЧНО. (выставляю значок)

Воды тоже всем хватает, осенью. Дождей много, есть сухие места пригорки, поляны.

Значит воды не мало и не много, а ДОСТАТОЧНО

Я думаю, что мы справились с заданием помогли рассказать о том где живёт белочка.

А вы догадались, (в лесу)

А дом её как называется? дупло.

Посмотрите, что у нас получилось.

Каким цветом обозначим лес, (зелёным)

ЛЕС - ЗЕЛЁНЫЙ НАРЯД НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

Выкладывание модели.

В лесу света достаточно, тепла достаточно, почва, богатая плодородная, воды достаточно.

А теперь, вы постройте каждый свою модель на столах. (дети строят)

3. ФИЗМИНУТКА (3 мин)

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кистями встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем крылья мы сложим назад.

Ребята, вот мы и вернули белочку домой в лес (показ иллюстраций)

В благодарность она хочет поиграть с вами в игры:

4.1 игра " ПОДБЕРИ СЛОВО" (мяч) (3 мин)

  • Лист - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
  • Дождь - моросит, льёт, идёт, капает.
  • Ветер - дует, воет, завывает.
  • Птицы - улетают, перелетают, поют. и т.д.

5.2 игра " Назовите ласково "(2 мин)

Слово ЛЕС - лесок, лесочек.

Как называется ягоды, растущие в лесу? (лесные)

  • Какие ягоды растут у нас на севере? (голубика, черника, брусника, клюква, и т.д.)
  • Кто ухаживает за лесом? (лесник)
  • Как называется мелкие деревца, растущие под большими деревьями? (подлесок)

А сейчас отвечают только мальчики

6.3 игра "Что делает лес?" (3 мин)

Растёт, шумит, горит, умирает, живёт, дышит, радует, очищает воздух.

А сейчас отвечают девочки

Лес, какой?

  • Большой, огромный, густой, дремучий, осенний, красивый.
  • Что даёт лес животным и птицам? (даёт жилище, корм)

(Показ слайдов леса)

7.4 игра " Что лишнее? " (5-6 мин)

Слайды животные, грибы, деревья, ягоды.

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ХОДЯТ В ЛЕС (показ слайдов).

(дышать свежим воздухом, собирать грибы, отдыхать, собирать лекарственные травы, и т.д.)

Вот и закончилось наше путешествие в воображаемый лес. Во время путешествия, что полезного сделала?

  • Кому помогли?
  • С помощью чего?
  • Лес - наше богатство.
  • Лес - наш друг он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
  • Лес - кладовая. Бесплатно дающая орехи, ягоды, грибы, рыбу.
  • Лес - зелёный наряд нашей планеты.

Людмила Болдырева
Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе «Мир открытий»

Важнейшая образовательная задача обучения дошкольников - знакомство с родным языком и развитие речи. Именно речь даёт главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека. Поэтому курс «Окружающий мир » должен своими средствами служить указанной задаче по развитию речи. Как же достичь этой цели?

Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. Мы сознательно не вводим незнакомые новые слова, поскольку крайне важно помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Благодаря такой постановке задачи мы начинаем исподволь воспитывать в ребёнке аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят детей к будущему освоению научного языка; кроме того, установка на осознание смысла слов представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде Всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом мы фактически используем принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.

Общими задачами всех занятий по курсу «Окружающий мир » с детьми этого возраста являются формирование навыков общения (взаимодействия, активация и обогащение словарного запаса, а также развитие моторики, внимания и мышления.

Методика проведения занятий по курсу «Окружающий мир » для дошкольников . Цели и задачи курса определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При этом преподавателю или воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший для нас принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей , преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

К концу обучения подготовительной группы игровых сюжетов становится меньше, их отчасти заменяет деятельность с предметами окружающего мира , прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника .

Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса

(А. А. Леонтьев) . Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.

Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника . Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка : с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой - соответствовать уровню его развития. Не следует давать сложных вопросов, они должны быть посильны.

Тематическое планирование занятий рассматривается с двух точек зрения : «Окружающий мир и экология » и «ОБЖ» .

Большинство занятий целесообразно строить в рамках технологии «самостоятельного открытия детьми нового знания» :

1. й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний . Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей . На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.

2. й этап - мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!» ). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем» ).

3. й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний . Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки» , воспитатель корректирует знания детей . При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий. Он избыточен. Воспитатель сам выбирает его из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.

4. й этап - самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему,дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта или задания в тетради.

5. й этап - повторение и развивающие задания.

6. й этап - итог занятия. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. Поскольку занятия с младшими дошкольниками жёстко не планируются, мы не описывали этот этап в каждом занятии.

Учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир » для дошкольников включает методические рекомендации для воспитателя, учителя прогимназии или родителя и пособия для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком для 2-3 лет (авторы А. А. Вахру- шев, И. В. Маслова, М. В. Кузнецова, для 3-4 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, для 4-5 лет и 5-6 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, для 6-7 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова).

Работа в пособии для детей описана в конспектах для каждой возрастной группы . Материал разбит на занятия и даётся в большем объёме, чем отведённое для этого время. Это позволит преподавателю или воспитателю выбрать те сведения, которые, на его взгляд, наиболее полно и ярко отражают тему.

Одного занятия (10-30 минут) в неделю недостаточно для ознакомления детей и с природными явлениями, и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в свободной деятельности в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательного и образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу по пособиям, и создание проектов, которых в течение года будет несколько.

Перенос части материалов с занятий в свободную деятельность не означает введения дополнительного занятия. Вовлекая группу желающих детей в игру , воспитатель ненавязчиво преподносит интересные факты, предлагает новые сюжетные линии, не ущемляя при этом самостоятельности детей .

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий :

Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т. п.) .

Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Последние занятия - обобщающие. При их проведении могут быть использованы театрализованные игры, экологические досуги или интегрированные занятия.

На занятиях понадобятся цветные карандаши для работы в пособии и цветные мелки (или фломастеры) для работы на доске.

Нина Русина
Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир » . Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире . Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир » состоит из трех составляющих : предметное окружение , явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение . Экологическое воспитание. Цель раздела – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач :

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды .

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) .

Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира .

Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

Развитие интереса к миру природы.

Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Расширение представлений детей о родном крае.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на принципы :

Энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает ;

Природосообразность (человек- часть природы, и он подчиняется ее законам) ;

Воспитательная ценность знаний.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает :

Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира ;

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) ;

Ознакомление с предметами быта, необходимых человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) ;

Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении .

Программа адресована

Детям предшкольной группы МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Сроки реализации программы : данная программа рассчитана на 1 год- 34 часа(1 занятие в неделю) .

Характеристика возрастных и психологических особенностей.

В возрасте 5-7 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной общественной информации. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом в этом возрасте.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В предшкольной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Связь программы со смежными дисциплинами :

Физическая культура

Развитие речи

Организация воспитательного процесса.

Игровые технологии.

Методы воспитания и обучения :

Словесный метод (рассказ,объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью ).

Наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презинтаций и др.)

Метод дидактических игр

Проблемный метод

Частично- поисковый

Характеристика компетенций.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции :

Познавательная компетентность

Личностная компетентность

Самообразовательная компетентность

Социальная компетентность

Компетентное отношение к собственному здоровью, личностного самосовершенствования

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность.

Знания, умения и навыки к концу учебного года :

К концу года дети могут :

Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.

Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Иметь представление об истории создания предметов.

Знать дату своего рождения,свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.

Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.

Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

Ухаживать за растениями в уголке природы.

Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Календарно – тематическое планирование.

Наименование темы Кол –во часов Дата

Сентябрь : День знаний. (н. р. к. *) 1

Природа и человек. 1

Опасные ситуации. 1

Дары осени. (н. р. к.) 1

Мой дом, моя семья. (н. р. к.) 1

Где зимуют лягушки. 1

Права и обязанности дошкольника. 1

Листопад, листопад – листья желтые летят. 1

Октябрь : Экскурсия в школу. (н. р. к.) 1

Путешествие в осенний лес. (н. р. к.) 1

Транспорт. 1

Улетают журавли. 1

На выставке кожаных изделий. 1

Как звери к зиме готовятся. 1

Экскурсия в школьную столовую. (н. р. к.) 1

Природа и мы. 1

Ноябрь :

Наша планета. Планета Земля в опасности. 1

Дерево умеет плавать. 1

Путешествие по Африке. 1

Шестиногие малыши. 1

Экскурсия в библиотеку. (н. р. к.) 1

Пришла осень, привела погод восемь. 1

Декабрь :Род и родословие. (н. р. к.) 1

Встреча зимы. (н. р. к.) 1

Воздушный транспорт. 1

Подземные богатства Земли. (н. р. к.) 1

Наземный транспорт. 1

С какой ветки детка. 1

Откуда елка в гости пришла. (н. р. к.) 1

Кто охраняет окружающую среду . 1

Январь : Путешествие в прошлое предмета. 1

Юный эколог. 1

Знакомство с дорожными знаками. 1

Австралия. 1

Водный транспорт. 1

Зимующие птицы. (н. р. к.) 1

Экскурсия в школьный музей. (н. р. к.) 1

Уголок планеты, где мы живем. (н. р. к) 1

Февраль : Знакомьтесь : мой друг – компьютер. 1

Домашние и дикие животные. (н. р. к) 1

Рассказ воспитателя о работе конюха . (н. р. к.) 1

Животный мир полярных районов. 1

Наша армия родная. 1

Растения и жизнь на Земле. 1

Чудо чудное. Диво дивное – золотая Хохлома. 1

Мы все – жители планеты Земля. 1

Март : Бабушкин сундук. (н. р. к.)

Праздник «Веснянка» .

Дымковская игрушка. 1

Лес и человек. 1

Народный праздник Масленица. Птицы прилетели – весну принесли. (н. р. к.) 1

Москва – столица России. 1

Знакомство с пресмыкающимися. 1

Апрель : Правила и безопасность дорожного движения. 1

Растения рядом с нами. (н. р. к.) 1

Хочу быть космонавтом. 1

Царство растений : травы. (н. р. к.) 1

Праздник Земли. Земля – наш общий дом. 1

Кто главный в лесу? 1

Май : Наша армия. День Победы. 1

Времена года. 1

Здоровая пища. (н. р. к.) 1

Сезонная одежда. (н. р. к.) 1

Здравствуй, лето красное. 1

*национально-региональный компонент

Организация: МБОУ дополнительного образования «Исток»

Населенный пункт: г. Уфа

Возраст детей: 5-6 лет

Тип занятия: вводное занятие

Форма обучения: коллективная

Цель : дать возможность каждому ребёнку ощутить себя путешественником по прекрасным местам окружающего мира, членом дружного коллектива, пробудить интерес к предмету «Окружающий мир».

Задачи:

Образовательные:

  • дать элементарное понятие, что такое «окружающий мир»;
  • расширить представления детей о видах транспорта,
  • развивать умение детей распознавать по звуку вид транспорта;
  • обобщить знания детей о растительном и животном мире леса, подводного мира, Северного полюса, Африки;
  • закрепить знания детей о стране, в которой они живут, о столицах нашей большой и малой Родины.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого восприятия и воображения;
  • активизировать память, творческое мышление, фантазию, речь;
  • сопоставлять образ с движением.

Воспитательные:

  • формировать навыки работы в коллективе, культуры общения, умения слышать и слушать друг друга;
  • пробудить интерес к предлагаемому для ознакомления предмету.

Оборудование:

Ноутбук, звуковые колонки, мультимедийная установка, указка, карта путешествия

Раздаточный материал : - бейджики, картинки, клей.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап - 5 мин.

2. Обобщение имеющихся у детей знаний – 5 мин.

3. Расширение знаний и представлений –20 мин.

4. Подведение итогов занятия –5 мин.

Организационный этап

Педагог:

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Ангелина Аликовна, я работаю в ЦДТ с такими же детьми, как и вы. Сегодня на нашем занятии мы узнаем много интересного и познавательного, совершим увлекательное путешествие. Вы любите путешествовать?..

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Я надеюсь, что вам это понравится, тем более что с нами вместе будет очень веселый гость. Давайте посмотрим на экран и узнаем кто же это?

Педагог:

Ребята, вы узнали кто это?

Дети:

Это клоун

Педагог:

Молодцы! А что клоун принес с собой? (шарики)

Ребята мне кажется, что это непростые шарики в них, что - то спрятано. А узнать это мы сможем, если отгадаем загадки. Слушайте внимательно.

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают

Пчёлок мёдом угощают. (Цветы)

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела. (Птица)

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над …(Морем)

Дети:

Дети отгадывают загадки

Педагог:

Солнце, цветы, птица, море и еще многое другое, всё, что вокруг нас называется окружающий мир.

Так называется и предмет, который я преподаю своим деткам в ЦДТ, и так будет называться тема нашего сегодняшнего занятия. Давайте прочитаем вместе.

Дети:

Дети читают название темы на экране.

Педагог:

Ой, ребята, посмотрите, что-то еще появилось на экране. Я думаю, что это уже приглашение отправиться в путешествие.

Но путешествие это дело непростое, нам предстоит преодолеть леса, поля море и даже горы.

Вы готовы?

Дети:

Ответы детей

Обобщение имеющихся знаний

Педагог:

Тогда, в путь. Но как же мы будем передвигаться? Что нам нужно для этого?

Дети:

Мы поедем на транспорте

Педагог:

Правильно, молодцы! А на каком транспорте мы сможем начать наше путешествие?

Дети:

Автобус, поезд, машина, такси, вертолет, корабль, катер, теплоход, лодка, самолет и др.

Педагог:

Хорошо что вы знаете так много видов транспорта. Давайте выберем, на каком именно мы начнем путешествие и поедем по дороге через леса и поля. Внимательно слушайте и попробуйте угадать транспорт по звуку.

Дети:

Дети угадывают транспорт по звуку

(теплоход)

Расширение знаний и представлений

Педагог:

Ребята, мы сможем проехать по дороге на теплоходе?

А почему?

Дети:

Потому что он плавает по воде.

Педагог:

А как называется транспорт, который передвигается по воде?

Дети:

Это водный транспорт

Педагог:

Дети:

Дети угадывают по звуку самолёт

Педагог:

Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

Дети:

Воздушный.

Педагог:

Продолжаем слушать

Дети:

Дети угадывают по звуку машину

Педагог:

Мы можем по дороге проехать на машине? А на чём ещё? Послушаем дальше?

Дети:

Дети угадывают по звуку (велосипед, мотоцикл, поезд)

Педагог:

Как можно одним словом назвать весь этот транспорт? и почему?

Дети:

Наземный. Потому, что он ездит по земле

Педагог:

Ребята! Но ведь мы все не сможем поехать на велосипеде, мотоцикле или даже на машине. Какой же транспорт нам нужен, что бы все поместились? Послушаем.

Дети:

Автобус

Педагог:

Правильно, посмотрите, наш клоун уже поехал. Пора и нам отправляться в путь.

А чтобы нам было веселее, будем петь, и повторять движения по музыку.

Дети:

Дети сидя выполняют движения, которые видят в видеоролике и повторяют звуки, слушая музыку.

Педагог:

Молодцы ребята! Всё вы сделали правильно.

А вот и первая наша остановка - это лес . Ой, что-то не так, в этом лесу чего-то не хватает. Чего не хватает, ребятки?

Дети:

Деревьев, грибов, ягод, цветов, птиц, животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка).

Педагог:

Молодцы, правильно. Теперь наш лес выглядит красиво и даже слышны его звуки. Лес – это не только бесценная красота, но и дом для множества животных, птиц, растений, насекомых. И все это надо беречь! А что может случиться, если мы не будем этого делать?

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Лес вырубается, загрязняется, часто гибнет от пожаров. Если так будет продолжаться, то многие леса исчезнут, а с ними животные, птицы и растения. Наша с вами задача не допустить этого и сохранить это богатство!

Педагог:

Дети:

(на лодке, корабле, теплоходе, пароходе)

Педагог:

Правильно.

Посмотрите, клоун уже поплыл на лодке. Давайте его догоним на большом корабле. Встаём в круг и повторяем за мной

Педагог:

Молодцы! Вы отлично справились! Теперь мы можем немного отдохнуть и совершить путешествие в подводный мир.

Педагог:

В глубинах морей и океанов, существует свой подводный мир несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами на земле. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность. Его краски, диковинные кораллы и водоросли, разнообразные обитатели просто поражают. Здесь нам встретились и необычные рыбы-крылатки, рыбы-бабочки, забавные рыбки-клоуны, опасные акулы, изящные медузы, рак с большими клешнями, милая черепашка, морская звезда и многое другое. Вот он какой, подводный мир – красочный, подвижный и полный сюрпризов.

(на экране видеоролик о подводном мире)

Педагог:

Ну что ж, мы даже и не заметили, как приплыли к берегу, а перед нами высокие горы. Посмотрите, наш друг уже полетел на воздушном шаре, а на чём же мы полетим?

Дети:

На самолёте

Педагог:

Итак, мы взлетаем !

Дети встают в круг и повторяют движения самолета под музыку.

Педагог:

Вот молодцы! Наш самолет летит, теперь мы можем сесть на свои места и посмотреть в иллюминаторы. Что же мы увидим, пролетая над землей? (слышен звук вьюги, на экране появляется изображение снегопада ).

Ой, ребята, что –то холодно стало. Интересно, почему так резко похолодало?

Дети:

Мы летим над Северным полюсом

Педагог:

Правильно ребята. Северный полюс – одно из самых необычных мест на нашей планете и неудивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало чудес. Гигантские просторы льда и снега, огромные айсберги самых невероятных, причудливых форм, редкие животные и птицы. Несмотря на холод, снег и лед природа Северного полюса невероятно красива.

Скажите, какой здесь климат?

(на экране видеоролик о Северном полюсе)

Дети:

Холодный, зима.

Педагог:

Правильно. Здесь круглый год зима.

Мы продолжаем наш полёт…

(на экране появляется солнце и звучит африканская музыка)

Ребята, вы чувствуете, стало совсем жарко! Что случилось? Давайте посмотрим в иллюминаторы. Что мы видим?

Дети:

Мы летим над Африкой

Педагог:

Правильно, а как вы узнали, что это Африка.

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Природа Африки очень разнообразна. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Здесь растут различные растения и попадаются островки деревьев. На просторах Африки обитают разные животные. Все они приспособились к здешнему климату и могут преодолевать большие расстояния в поисках водопоя. Африка - это царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

(на экране видеоролик об Африке)

Педагог:

Ребята нам пора возвращаться в родные края. А как называется наша Родина? А кто назовет её главный город?

Посмотрите вот она - наша Москва! Что мы видим с вами?

(короткий видеоролик)

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Московский кремль и Кремлёвские куранты - главные часы нашей страны, Собор Василия Блаженного, исторический музей, памятники великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и знаменитому полководцу Жукову.

Педагог:

Наш самолет пошёл на снижение, пристегните ремни. Мы пролетаем над городом, в котором мы живем. Вы все конечно знаете, как он называется?

Дети:

г.Уфа

Педагог:

Наш самолет приземлился в аэропорту города Уфы, столицы республики Башкортостан. Вы видите на экране здание Городского совета, памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы, мечеть, здание театра.

Подведение итогов занятия

Педагог:

Ребята! Какое длительное путешествие мы совершили, много узнали и увидели, но всё это только частичка окружающего нас мира .

Наше занятие подошло к концу.

Скажите, что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали? Что вы чувствовали, когда летели на самолёте или опускались на дно морское?

Педагог:

Скажите, вы хотите ещё больше узнать об окружающем мире? Приходите к нам в Центр, и мы будем совершать с вами много интересных путешествий.

А в заключении мы с вами сделаем карту нашего путешествия в подарок для клоуна.

Дети изготавливают своими руками одну большую карту своего путешествия.

Молодцы! Эта карта поможет другим ребятам совершить подобное увлекательное путешествие.

Наше занятие завершилось. Спасибо вам за активное участие До свиданье!

Список используемой литературы:

  1. «Изучаю мир вокруг», Егупова В. А. // ООО «Издательство «Эксмо», 2014
  2. «Окружающий мир для дошкольников», Ханина О. Г. // Издательство Феникс-Премьер, 2012 г.
  3. «Загадки. Самая большая книга» // Издательство «АСТ-Пресс», 2009 г.
  4. «Здравствуй, мир!» Вахрушев А. А., Акимова Ю. А., Кочемасова Е. Е., Белова И. К. // Издательство «Баласс», 2016 г.
2024 stekolniy.ru. В мире праздника.