Когда лучше отдавать ребенка в детский сад. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад? Принимают в садик
Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:
– В каком возрасте ребенку будет – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.
Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?
Или
– Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!
Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?
Отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет?
С точки зрения , основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.
От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.
В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.
Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.
Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.
Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.
Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.
Что такое детский сад для ребенка?
Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.
Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.
Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.
Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.
Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.
Отдавать ли ребенка в садик?
Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.
А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
Согласно с точкой зрения детской психологии, главная потребность малыша до трех лет — эмоциональное общение с мамой. Так, конечно, в лучшем случае. И это не просто так! От того, каким образом складывается общение мамы и папы с малышом в таком нежном возрасте, зависит его будущее отношение и доверие ко всему миру. Правильно ли оно сформируется? Или же ребенок будет закрыт от внешнего мира или наоборот, слишком доверять каждому на своем пути. И не маловажную роль в этом вопросе играет детский садик.
Потребности ребенка до 3 лет
В первые годы жизни у детей нет потребности играть с другими малышами. По сути, он даже не знает, как это делается. И весь максимум, что они могут сделать — играть сами с собой, в свои игры, изредка обмениваясь игрушками, а иногда ругаясь.
В таком случае детский сад для ребенка до 3 лет — неестественное явление. У малыша просто нет пока потребности играть с другими детьми и так долго находиться вдали от своей мамы.
Когда происходит кризис 3 лет, у детей происходит желание отдалиться от матери, при условии, что до этого он получил всю необходимую безусловную любовь мамы и папы. Безусловная, что значит любить и принимать таким, какой он есть. Также он будет готов к этому, если его не «напугали» длительной разлукой с родителями.
Детские сады — когда пора?
Детсад был создан не для детей, как ни странно. Его открыли для того, чтобы мамочка могла выйти на работу. И по сей день у детского сада та же цель — чтобы мама смогла работать или наоборот отдохнуть.
Если малыш отправляется в сад с должной подготовкой, а именно: готов к разлуке с мамой и папой на долгие часы, имеет базовые навыки самообслуживания и стремится к общению с ровесниками и изучению внешнего мира, тогда это будет только на пользу.
При возможности отдавать малыша в сад лучше к четырем или пяти годам жизни. Так этот момент произойдет менее травматично, а также будет в некоторой мере удовлетворять потребности ребенка.
Но не у всех мам есть возможность заниматься ребенком до 4-5 лет. В таком случая стоит сделать все возможное, чтобы свести стресс к минимуму, а также подготовить его к детскому саду.
Ребенку противопоказан детский сад, если у него:
- отсутствует речь;
- повышенная тревожность;
- в семье намечается пополнение;
- планируется переезд;
- разводятся родители;
- потеря близкого или значимого человека.
Если в семье вот-вот родится ребенок, братик или сестричка, то в детский сад лучше отправляться через 6 месяцев после рождения малыша. Но если мама ждет малыша не раньше, чем через пол года, то ребенку можно идти в садик.
Какому ребенку уже можно идти в детский сад?
Малышу необходим детский сад, если:
- маме срочно нужно выходить на работу, а ребенка не с кем оставить, помимо его бабушки с гиперопекой.
- ребенок без общения. Он целиком представлен самому себе: днями смотрит мультики, играет в планшет, не выходит на прогулку.
Прежде чем отдавать своего ребенка в детский сад, выясните, с какой целью вы хотите это сделать. Чаще всего это три варианта:
- выход на работу
- социализация
Когда ребенок попадает в коллектив, где для него нет значимого взрослого, тогда его навыки общения «затягиваются». А для него сейчас социализация заключается в том, что взрослый, который для него значим, показывает ему, как нужно себя вести в различных ситуациях. В коллективе детей до четырех лет о социализации не может быть и речи. Здесь до сих пор никто не обладает навыками общения.
Поэтому если цель посещения сада — социализация, то осмыслите все еще раз и определитесь, подходит ли вам этот формат. К тому же, есть группы для короткого пребывания.
Бытует мнение, что если малыш пойдет в дошкольное учреждение, то он сможет научиться адекватно реагировать на агрессии и правильно относиться к критике, не принимая близко к сердцу злые высказывания. Но стоит взглянуть на окружающих вас взрослых людей, которые ходили в детский сад, и все станет очевидно. Действительно ли все они адекватно относятся к критике и агрессии? А те, которые не ходили в детский сад? Может они так и не социализировались?
Некоторые утверждают, что ребенок, который не посещал сад, плохо адаптируется к школе. Мой ответ на это: если у ребенка есть уже свои обязанности и режим, а в семье правила и границы, то адаптация пройдет абсолютно нормально.
Вам понадобится
- - паспорт
- - свидетельство о рождении ребенка
- - медицинская справка с подписями всех врачей
- - путевка в сад
Инструкция
Дошкольные детские учреждения (ДДУ) предназначены для временного нахождения там ребенка, пока родители находятся на работе. Их задачей служит воспитание малышей, адаптация их к коллективу и развитие коммуникационных качеств. Обучением детей заниматься они не обязаны, за исключением, если в выпускных группах есть подготовительные занятия к школе. Все остальное зависит только от воспитателей и заведующей детского сада, как они организовывают свою работу.
К ДДУ относятся ясли и детские сады. Первые предназначены для совсем маленьких детей от полутора лет, там в основном играют, занимаются творчеством и приучают к самостоятельности; а вторые - для детей от 3 до 7 лет. Надо учитывать, что не во всех детских садах есть ясельные группы, поэтому набор детей туда производится не младше трех лет. В настоящее время происходит массовое открытие яслей с целью уменьшения очередей в детский сад.
Чтобы попасть в детский сад, необходимо обратиться в комиссию по укомплектованию этих учреждений. Надо написать заявление и предоставить документы на ребенка, а также свой паспорт. На данный момент существуют достаточно большие очереди, и порой ребенок попадает в сад гораздо позже, чем планировалось.
Когда очередь подходит, вам выдается путевка, после этого вы проходите всех врачей, а уже с медицинской справкой идете к заведующей сада и заключаете договор. У каждого детского сада есть свой устав и требования, которые обязаны соблюдать и родители, и дети. В некоторых учреждениях обязательным условием приема является умение ребенка самостоятельно ходить на горшок, одеваться и есть. В других требуется подготовленность малыша к режиму, но есть и сады, которые принимают всех и при необходимости обучают всему на месте.
Когда именно отдавать своего ребенка в детский сад, каждый решает для себя сам, при этом надо учитывать, насколько малыш уже готов к этому. Есть дети, которым очень необходимо общение, они любят, когда много народа и в четырех стенах с одной мамой просто начинают устраивать истерики от скуки. В этом случае можно попробовать поводить его в сад лет с двух, постепенно приучая к полному дню. Часто бывает, что дети, вообще не нуждаются в родителях, процесс адаптации у них происходит очень быстро. Но бывают и такие малыши, которым вообще не нужен коллектив, они боятся других людей и очень остро реагируют даже на временное расставание с мамой. Таких детей не стоит рано отдавать, а если есть такая возможность, сделать это лучше ближе к школе, годам к 5-6. Но совсем не посещать сад - не выход, т.к. это может затруднить привыкание к школе из-за неумения находиться в обществе.
Детский сад, это то место, где ребенок приобретает навыки самообслуживания и общения без надзора родителей. Полная самостоятельность и умение договариваться, совершенствуются именно в дошкольных учреждениях, если конечно, малыш достаточно к этому готов, а педагог поддерживает ребенка.
Если вы задумались над вопросом — когда ребенку в детский сад, для начала, убедитесь, что он удобен для вас и соответствует общим требованиям, это поможет избежать многих проблем. Самым удобным вариантом считается рядом с домом или работой. Однако прежде чем идти туда, соберите о садике информацию, посещая городской интернет — форум или опрашивая знакомых.
Дошкольное учреждение должно внушать доверие, иначе, дошкольник может там пострадать. Если по отзывам дошкольное учреждение вас устраивает, посетите его вместе с ребенком. Посмотрите игровые комнаты и спальни. Иногда, садики организовывают день открытых дверей, не упустите такой шанс, чтобы поближе познакомиться с воспитателями и правилами.
Когда отдавать ребенка в садик
Во сколько отдавать в садик ребенка? На этот счет у родителей разные мнения, да и разные ситуации в семьях. Кто-то отдает сразу после второго дня рождения по острой необходимости, а кто-то в 3 — 4 года. Самый подходящий возраст с точки зрения психологов — от трех до пяти лет, когда дошкольник нуждается в постоянном общении со сверстниками. При этом, когда детей отдают в садик, они должны владеть определенными навыками, в противном случае, адаптация продлится долго и мучительно.
Маленький человек должен быть готов эмоционально, уметь устанавливать социальные связи и самостоятельно решать потребности. Обратите внимание на поведение ребенка на площадке – делится (обменивается) ли он игрушками, как налаживает отношения. Способен ли дошкольник увлеченно играть в течение 30 минут без маминого внимания.
Ребенок готовый к детскому саду обладает следующими навыками:
- ходит в туалет или на горшок
- моет руки
- правильно пользуется посудой и столовыми приборами
- самостоятельно одевается и раздевается
- решает конфликты не агрессивным способом
- стремится к общению.
Навыки позволят чувствовать себя уверенно, а умение общаться, поможет начать новую дружбу и избежать конфликтов, а родителям, которые отдали ребенка в садик, будет спокойнее.
В какое время года лучше отдавать
В какой сезон года лучше отдавать ребенка в детский сад вы можете посмотреть на форумах родителей и заметить разделение мнений. Каждое время имеет свои особенности:
1. Отдавать летом
Преимущества: мало сверстников, меньше вирусных заболеваний.
Недостатки: садик закрывается на ремонт или не набирает новичков в это время года, возможны пищевые отравления и вирусные эпидемии.
2. Отдавать осенью
Преимущества: дошкольное учреждение открывает двери для всех желающих, много новых детей, а значит, пройдет легче.
Недостатки: возможны частые простуды и ОРВИ, для некоторых крох большое количество дошкольников становится источником стресса.
3. Отдавать зимой
Преимущества: подготовка к новогоднему празднику снижает стресс. В детском саду больше сверстников, чем на площадке.
Недостатки: частые ОРВИ, необходимость приема иммуностимуляторов.
4. Отдавать весной
Преимущества: дошкольник будет рад общению, так как оно сильно ограничивалось в зимнее время.
Недостатки: вероятность простуд, сложности в связи с резким увеличением сверстников.
Во многих случаях, осень, является наиболее приемлемым вариантом. В это время набираются новые группы, малыши не теряются в обществе, потому что летом на площадках было много детей. Иммунитет привыкает к новым условиям постепенно.
Как часто будет болеть ребенок в садике, не зависит от времени года. Известны случаи, когда во время летней эпидемии дети болели в разной степени тяжести, а один малыш получал осложнения. Частота болезней зависит от иммунитета, питания и атмосферы в семье. Адаптация к детскому саду зависит от времени года, отношения родителей к малышу, общей атмосферы внутри семьи и навыков дошкольника.
Отдать ли ребенка в детский сад?
У части детишек есть бабушки, которые готовы сидеть с внуками. У других — мама не работает. У некоторых мам есть возможность нанять ребенку няню. Поэтому довольно часто возникает вопрос стоит ли ?
Личный опыт
Моё мнение — стоит. У меня 2 сына. Старший не посещал садик. До школы он сидел дома с бабушкой. Мы научили его читать и писать, записали в школу раннего развития и на спортивные занятия. Занимались развитием ребенка втроём (мама, папа и бабушка).
Когда он пошёл в школу у него возникли трудности. Он не привык что-то делать сам: одеваться, особенно обуваться и завязывать шнурки, складывать вещи в рюкзак (постоянно всё теряет), уроки учил и учит до сих пор под наблюдением кого-то из взрослых, не может сам себя обслуживать: найти еду в холодильнике, разогреть, наложить и т.д.. В первом классе он долго привыкал к учебе. О его приключениях в школе можно . Проблема, что моему сыну нужна нянька не решилась полностью до сего дня (ему сейчас двенадцать лет). И вторая проблема - он обычно думает только о себе и интересы других его мало волнуют.
Младшего сына мы отвели в сад в два года и три месяца. Сейчас ему 5 лет. Он сам одевается и обувается, причем очень быстро. Знает что где лежит в доме. Отлично ориентируется в холодильнике, находит в нём, что ему нужно, достаёт, моет, кушает. Запросто обслужит и себя и старшего брата. Собирается в садик - сам складывает в свой рюкзачок игрушки и ни за что нигде ничего не забудет и не потеряет. А игрушки в садик он берёт так: с этой пилой любит играть Максим - возьму её, Саша просил показать моего нового робота - возьму его.
Выводы
Теперь я думаю, что не отдавать в садик, возможно только детей из многодетных семей, где есть близкие по возрасту детки, с которыми можно общаться. Где родителям некогда день и ночь ублажать одно единственное чадо, детишки растут самостоятельными, помогают друг дружке и учатся друг у дружки всему. Но этих детишек нужно водить в школу раннего развития, чтобы они были готовы к школе в образовательном плане, а это не всегда получается в многодетной семье.
Дети, которые не посещают садик, часто болеют в первом классе, т. к. до поступления в школу у них был маленький круг общения, и первая встреча с различными инфекциями у этих детей происходит в первом классе. Частые болезни мешают учебе. Моего старшего сына эта проблема не коснулась, т. к. он посещал школу раннего развития и спортивные секции, круг общения у него был достаточно широкий, перед школой он болел достаточно часто, а во время учебы в школе болеет очень редко.
Итак, решили, что ребенка стоит отдать в детский сад. Возникает следующий вопрос.
С какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад?
С точки зрения психологов
Официально детей в садик принимают с полутора лет, если в садике есть ясельная группа. Некоторые родители рассуждают - чем раньше, тем лучше, ребёночек раньше адаптируется к садику и всему научится: самостоятельно есть, пользоваться горшком, разговаривать. И оформляют малыша в садик в 1,5 года и даже раньше. Для некоторых детей такой вариант проходит.
У большинства детей получается следующее
- Ребенок писает в штаны, это доставляет ему неприятные ощущения, плюс способствует частым заболеваниям.
- Ребенок не может есть сам и не согласен, чтобы его кормили воспитатели (он их считает чужими тётками). В результате малыш голодный и капризный целый день. Все играют в игрушки - а он хочет кушать.
- Выразить то, что он хочет, малыш не может, потому, что не научился говорить.
- Малыш ещё не готов длительно общаться со сверстниками и делить с ними игрушки.
- У малыша формируется отрицательное отношение к садику. Он не хочет туда идти. На этом фоне больше вероятность, что малыш заболеет.
Чтобы ребенку было комфортно в детском саду
- Необходимо приучить его к горшку,
- Научить самостоятельно есть ложкой,
- Научить разговаривать простыми фразами.
Большинство детей успешно обучаются этому к 2-м или 2,5-й годам. С точки зрения легкости привыкания к новым условиям: к детскому коллективу, к воспитателям, режиму - это лучший возраст. К 2-м - 2,5-й годам у детей уже есть потребность в общении со сверстниками. Именно детей с двух лет обычно приглашают оформляться в садик.
С точки зрения иммунологов
Иммунная система ребенка формируется к четырём годам. До этого возраста дети часто и достаточно тяжело болеют при встрече с инфекцией. Почти все дети, вновь оформившиеся в садик часто болеют в течение первого года.
Что с этим делать?
- Подождать до четырёх лет. Для тех, у кого есть бабушки или няни- это хороший вариант. В 4 года ребёнок достаточно легко адаптируется в садике, и болеть он будет легче, чем в 2 года.
- Отдать в садик с двух лет, и ждать, когда малыш переболеет всем, чем возможно. Так поступает большинство родителей. Таким образом основная масса детей тоже адаптируется к садику и через 1-2 года начинает болеть реже. Но часть детей болеет так часто и тяжело, что ребёнка из садика приходится забрать совсем или сделать длительный перерыв по медицинским показаниям (на полгода или на год).
- Сделать ребенку до детского сада все возможные прививки.
На последнем пункте остановимся подробнее.
Если делать плановые прививки: АКДС, от полиомиелита, гепатита и любые другие, когда ребенок уже посещает садик, это создаёт малышу дополнительный стресс и неприятные ассоциации с садиком. Сразу после прививки иммунитет малыша ослабевает и ребёнок хуже противостоит инфекциям. Поэтому все обязательные прививки рекомендуется сделать до первого посещения ребеночком детского сада.
Если привить ребенка от , гемофильной, ротавирусной инфекции, ветрянки и гриппа, это значительно снизит частоту и тяжесть заболеваний ребёнка. Он будет реже болеть ОРВИ, и реже страдать от их осложнений: отитов, пневмонии, риносинуситов. Не заболеет ветрянкой, ротавирусной инфекцией, гриппом. По мере возможности - рекомендуется сделать и эти прививки ребенку до первого похода в детский сад.
Как ещё можно укрепить иммунитет ребенка перед садиком - .
В какое время года лучше отдать ребёнка в детский сад?
С точки зрения вероятности заболеть
Осень и зима - сезон ОРВИ и простуд. Весной и летом вероятность заболеть ими значительно меньше. С этой точки зрения ребенка лучше отдать в детский сад начиная с середины апреля по август. Почему я этого делать не советую - читайте дальше.
Для более лёгкой адаптации ребёнка
Летом в детских садах сезон отпусков: группы объединяются, воспитатели и сами дети в группе постоянно меняются, место нахождения детей, шкафчики, кроватки, место за столом и прочее тоже могут меняться. В такой обстановке ребенку трудно адаптироваться к садику.
Поэтому, до того, как отдать ребенка в детский сад, узнайте, когда будет формироваться Ваша группа, когда выйдут на работу Ваши постоянные воспитатели, когда закончится ремонт в помещении Вашей группы. Лучше всего поговорить именно с Вашими воспитателями, о том, когда лучше привести ребёнка в детский сад. Чаще всего группы открываются и формируются в сентябре - в это время лучше всего отдать ребенка в детский сад. Так ему придётся один раз привыкнуть сразу ко всему:- это для ребенка значительно легче.
Надеюсь Вы решили когда лучше . Желаю Вам здоровья!