Финансовые основы учреждений для дети сироты. Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные сироты. Основные направления работы психолога с детьми и подростками – социальными сиротами

СК РФ Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в

К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом - это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1 1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. - Владивосток, 2002. С. 13

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2000г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.1 1 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. -г.Ростов н/Д: 2000г. С.170 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

Очевиден тот факт, что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни, и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют ряды криминальных структур, 10% -суицид, остальные либо возвращаются к родителям, которые были лишены родительских прав, восполняя ряды алкоголиков, тунеядцев, либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников, знакомых, и т.д.1 1 «В помощь детскому психологу»: сборник статей/ под редакцией И.Осиповой. - Владивосток, 2001. С.9 В реабилитационных центрах воспитатели, учителя, социальные педагоги и психологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей, изъятых из асоциальных семей, элементарным навыкам самообслуживания, гигиены, учат детей грамоте, письму, счету и т.д., но по истечении срока пребывания в центре, большинство детей возвращаются в кровные асоциальные семьи и, как правило, на протяжении одной недели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.

Практика определения детей в учреждения «по социальным показаниям»: отсутствие жилья, тяжелое материальное положение, по договору на срок до 1 года и более - зачастую приводит к отказу от ребенка родителей.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Дома ребенка (Дома малютки).

Бывает «обычным» и «специализированным», например - для больных сколиозом, с пороками сердца, с неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и т.д. Это - некоммерческая организация, финансируемая за счет средств бюджета на основе сметы, а также целевых благотворительных средств, полученных от организаций и физических лиц.

Входит в систему Минздравсоцразвития.

Туда попадают, в основном, дети-отказники, оставленные в роддомах и больницах, и находятся там до 3 лет. В некоторых случаях дети задерживаются и до 4 лет. Далее, если детей не усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, их отправляют в детский дом. Процент семейного устройства детей до 3 лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами, в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину.

В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны.

А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства.

Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детские приюты (детские социальные приюты) Любопытно, что по запросу «приюты временного содержания» Yandex.ru дает 2 млн. ответов. Но из первых 60 - лишь пять касаются детей, а остальные 55 касаются домашних животных, для которых «приютов временного содержания», вероятно, больше. Помимо прочего, «детские приюты» идут в одной графе с «детскими приемниками», хотя по функциям и по составу детей они совершенно различны.

О детских приютах, куда, по логике вещей, должны были бы попадать дети, только что получившие статус сироты, известно немного.

Детские приюты временного содержания задумывались для детей старше 3-х лет - либо для новых сирот, либо для детей, нуждающихся в небольшом периоде «отдыха» от своей обычной семейной ситуации.

Здесь оказываются дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, без жилья и средств к существованию, бродяжничающие. До определения их социального статуса приют предоставляет им место временного пребывания, обеспечивает едой и одеждой, оказывает психологическую помощь, охраняет от асоциальной среды, гарантирует защиту прав. Однако нередко в таких приютах дети живут годами, причем, порой - с неопределенным статусом.

Подчиняются эти приюты, как правило, Министерству здравоохранения и социальной защиты. Существуют и частные приюты, а также - приюты РПЦ.

Таким образом, приют является промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно-образовательных учреждений. В России 615 социальных приютов для детей и подростков.

Детские дома.

Немного в открытом доступе и детальной информации о детских домах, хотя, казалось бы, об их существовании знают все. Например, участники форума усыновителей пишут с иронией: «Приглашаем в нашу компанию настоящего сыщика или помогите найти работника уголовного розыска, который готов помочь. Наверно, можно сделать официальный запрос - в каком-нибудь ведомстве, кому подчиняются детские дома...».

По типам различаются детские дома: для детей дошкольного, школьного возрастов, смешанные, санаторные для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении, специальные (коррекционные) детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа. В России более 1850 детских домов.

Ведомственная принадлежность различных детских домов - вопрос туманный. Хотя порядок жизни в интернатах и детдомах регулируется «Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое было принято правительством РФ в 1995 году, существует несколько видов совершенно различных детских домов и интернатов.

Детские дома, относящиеся к Министерству образования и Департаментам образования.

Среди них - большинство т.н. «детских домов полного цикла» и общеобразовательные школы-интернаты для сирот, предоставляющие сиротам полное среднее образование, порой - достаточно высокого уровня, позволяющее поступать даже и в ВУЗы.

Детские дома, относящиеся к Министерству здравоохранения и социального развития.

Это, в основном, детские дома и школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, а также Дома ребенка (Дома малютки).

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают разных 8 видов:

  • - I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи;
  • - III и IV вида - для слабовидящих;
  • - V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • - VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом;
  • - VII вида - для детей с задержкой психического развития;
  • - VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью. Детские дома, относящиеся к Департаментам семейной и молодежной политики Москвы.

Это относительно новое явление, причем, как выясняется, в 2008 году даже предполагалось, что большинство или даже все «московские детские дома и школы-интернаты перейдут из департамента образования в новый - семейной и молодежной политики. Но тогда учреждения для детей-сирот остались в ведении образования, так они занимаются образованием, и основным, и дополнительным». Однако многие Детские дома все же были переданы из системы Департамента образования позднее, совсем недавно - начиная с 01.10.2011. Будет ли этот процесс развиваться дальше - не ясно.

Детские дома семейного типа. К сожалению, дети, только что признанные сиротами, практически никогда не попадают туда. Однако, такие детские дома, наряду с патронатными семьями, могли бы служить достаточно перспективной формой временного семейного устройства детей (до нахождения постоянного варианта), получивших статус сирот.

В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

  • 1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и другие центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
  • 2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырехквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.
  • 3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

Интернаты.

В обычном случае дети в интернатах - не сироты. В школе-интернате дети находятся 5 дней в неделю. Они могут находиться в интернатах по причинам проблем здоровья или специфики образования (в советское время существовали даже школы-интернаты для одаренных детей - физико-математические, музыкальные, физкультурные и т.п.).

Многие дети находятся там потому, что либо родители самостоятельно не справляются с их обучением, либо потому, что в России вообще пока слабо развито интегративное обучение и неинтернатное образование для детей с особыми педагогическими нуждами. Кроме того, высок процент детей, живущих и обучающихся интернатах, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где в советское время проводилась интенсивная интернетизация детей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни.

Однако также существуют и детские дома-интернаты, школы-интернаты для сирот и т.п., где учатся и живут сироты.

По типу школы-интернаты для детей-сирот бывают: общеобразовательные (для детей без проблем в личностном развитии), вспомогательные (для детей с незначительными отклонениями в развитии), для детей с глубокой умственной отсталостью. В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот.

Кадетская школа-интернат - отдельный и особый вид школы-интерната. Далеко не все кадеты - сироты, однако определенная доля (порой значительная) сирот в таких школах есть.

Кадетские школы - попытка возродить дух русской армии и традиции просвещенного офицерства. Остается лишь надеяться, что этот опыт окажется удачным.

Ведомственная принадлежность школ-интернатов - Министерство образования и науки РФ.

Социально-реабилитационные центры (центры помощи сиротам).

Таких центров насчитывается несколько видов. Наиболее известны Центры социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действуют они при школах-интернатах, детских домах, а иногда и фактически являются бывшими и перепрофилированными детскими домами, которые в последнее время в регионах активно расформировывают и перепрофилируют.

Центр социальной адаптации должен оказывать социальную, психологическую, правовую поддержку сиротам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, трудоустраивает выпускников интернатов, защищает их права и интересы, предоставлять им временное жилье. Кроме того, в Центре могут помочь восстановить потерянные документы, оказать помощь в сборе необходимой документации для получения жилья или оформления субсидий и пенсий и в других подобных вопросах.

Как правило, такие Центры относятся к органам опеки и попечительства и тому ведомству, которое их курирует в конкретном регионе. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Психолого-медико-педагоигческие комиссии.

Нельзя обойти вниманием такую структуру в системе устройства детей-сирот, как психолого-медико-педагоигческая комиссия (ПМПК) - орган, определяющий судьбу ребенка, поведение которого признается его окружением дезадаптированым. То есть, в поле зрения этой комиссии может попасть любой ребенок, поведение которого признается любыми взрослыми представителями его социального окружения дезадаптированным. В случае с ребенком сиротой эта комиссия встречается на его пути на нескольких этапах:

  • - в случае лишения родителей родительских прав, при принятии решения о его дальнейшей судьбе (направлении в детский дом или в специализированный интернат);
  • - в момент, когда ребенок поступает в детский дом из Дома малютки или приюта временного содержания;
  • - в ситуациях, когда в местах пребывания ребенка (в детском доме, учебном учреждении и т.п.) его поведение признается неадекватным.В заключение к данному подпункту дипломной работы можно сделать следующий вывод.

В целом, очевидно, что система государственного участия в проблеме детей-сирот запутана, громоздка, немобильна и не отвечает современным требованиям. В то же время только государственная машина обладает ресурсами для того, чтобы решить эту сложнейшую проблему. Сейчас мы наблюдаем процесс переосмысления на федеральном уровне логики решения проблемы сиротства:

  • - взят курс на семейное устройство детей в семьи;
  • - создаются новые надведомственные структуры, призванные проводить единую государственную политику в этой сфере;
  • - проводится работа с общественным мнением посредством информационных кампаний;
  • - декларируется готовность работать в данном направлении с общественными организациями, поддерживать и распространять лучшие практики. В данном контексте роль и значение некоммерческих организаций, благотворительных фондов, фокусирующихся на решение проблема сиротства, должна возрастать. Эти организации могут выступать партнером для государственных органов в их повседневной работе, привлекать внимание общества к наиболее болевым точкам, привносить свой опыт и знания по работе с разными категориями (кровными и приемными семьями, выпускниками детских заведений и проч. и проч.) В следующей главе дипломной работы рассмотрим основные технологии социальной работы в стационарных учреждениях.

При невозможности устроить ребенка в семью орган опеки и попечительства принимает меры для устройства ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране:

  • - дом ребенка
  • - детский дом
  • - школа-интернат
  • - приют
  • - центры временного содержания детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны. А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства. Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf (дата обращения 27.11.13г) Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают 8 разных видов:

  • -I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи,
  • -III и IV вида - для слабовидящих,
  • -V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • -VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом,
  • -VII вида - для детей с задержкой психического развития,
  • -VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с36. philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г).

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. По статистическим Сиротство в России: проблемы и пути их решения; Москва 2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г) данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

В нашей стране в настоящее время существует около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. В деревне осуществляется воспитание в семье из 5-8 детей, всей жизнедейтельностью которой руководит одинокая женщина-«мать». Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области в 1996 году. Вторая в Лаврово, под Орлом, и начала свою работу два года спустя Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под общ. ред. В. И. Жукова; РГСУ; : Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с..

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время по-прежнему, большое число детей остается в учреждениях интернатного типа, так как в стране идет непрерывный рост неблагополучных, кризисных семей. Это накладывает на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.

Устройство детей-сирот на семейные формы воспитания давно используется коллективами детских домов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья являются зарекомендовавшими себя и хорошо отработанными в деятельности детских домов формами.

Именно жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получить приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

Г.В. Семья

доктор психологических наук,

проректор Столичного гуманитарного института,

член Координационного Совета Минобрнауки РФ по ФЦП "Дети России",

эксперт Уполномоченного по правам ребенка г. Москвы

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждениясистемы здравоохранения (дома ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке.

Виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешан­ные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными.

К учреждениям, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, от­носятся:

Дом ребенка – учрежде­ние для воспитания и оказания по­мощи детям до трех лет (например, в результате отказа родителей взять ребенка из роддома), детям матерей-одиночек, а также детям-инвалидам. Различают дома ребенка общего типа и специали­зированные – для детей с пораже­нием центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др. Это медицинские учреждения, принадлежащие к системе здравоохранения.

Детский дом – учреждение для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов. Совмещает функции собственно «дома» и дошкольного образовательного учреждения (детского сада) или начальной школы.

Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – учреждения, в которых дети не только живут и воспитываются, но и получают образование.

Санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, с отклонениями в развитии.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии – для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.

Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей – вы­полняет функции координатора по направлению детей в соответствующие учреждения на постоянное пребывание.



Социальный приют – учреждение временного пребывания детей до опре­деления их дальнейшей судьбы.

Детский дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском об­служивании, а также социально-тру­довой адаптации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола могут быть зачислены без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освиде­тельствования в кадетские школы-интернаты , суворовские военные, нахимовские во­енно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса, военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса . Также дети-сироты в возрасте 14-16-ти лет также могут быть зачислены в качест­ве воспитанников в воинские части.

Темпы развития форм устройства детей-сирот в семьи россиян не слишком впечатляют: в сиротских учреждениях страны находятся более 260 тыс. детей. Кроме того, всегда будут дети, которые по разным причинам не могут быть переданы на семейное воспитание. Результатом проживания в учреждении часто является психическая депривация детей (невозможность удовлетворения основных психических потребностей); им ставится диагноз «психосоциальная карликовость» – отставание в развитии практически по всем параметрам. Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических последствий воспитания в учреждении необходимо, чтобы вместе проживали не более 12 детей. Поэтому надо создавать в детских домах и школах-интернатах условия, приближенные к семейным. Это означает переоборудование или открытие новых учреждений по типу отдельных квартир или детских деревень; организацию условий жизни в форме «социальной семьи», изменение системы взаимодействия детей и воспитателей и т.п. К желательным условиям следует отнести:



– воспитание детей-родственников в одной «социальной семье»;

– разновозрастной принцип комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим – учиться заботиться, формировать привязанность, ответственность;

– открытость учреждений интернатного типа, возможность обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен детского дома;

– создание условий выбора в повседневной жизни ребенка;

– установление отношений с биологическими родителями и родственниками.

Следует также пересмотреть систему воспитания детей; сделать обязательными программы подготовки к самостоятельной жизни; проводить работу, способствующую профессиональному самоопределению выпускников.

Для личностного развития детей-сирот важно иметь возможность поддерживать отношения с родственниками. В 998 учреждениях (53% от всех учреждений) воспитанники имеют условия для общения с родителями и родственниками. Наличие таких условий важно также для проведения работы по возвращению детей в биологические семьи.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.