Тропари, кондаки и величания двунадесятым праздникам в православии. Тропари двунадесятым праздникам Тропарь Преображения Господня

Рождество Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Воздвижение Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.


Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.


Рождество Христово

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе.


Крещение Господне

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.


Сретение Господне

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во обятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.


Благовещение Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Вход Господень в Иерусалим

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе - Победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.


Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.


Вознесение Господне

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.


Пятидесятница (Схождение Святого Духа на Апостолов)

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.


Преображение Господне

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.


Успение Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В православной традиции многое не полностью понятно и в принципе не известно современному человеку. Вызвана эта безграмотность вовсе не отсутствием духовности как таковой, а долгими десятилетиями, в течение которых православие не было частью обыденной жизни людей, не участвовало в их воспитании и не оказывало влияние на формирование личностных качеств.

Если о таких праздниках, как Пасха или Рождество, представление есть у всех без исключения. То о многих других - нет. Например, на вопрос о том, что такое двунадесятые праздники, тропари и кондаки, не ответит практически никто, кроме людей, посещающих какие-либо специальные занятия, или же близких к церкви. Разумеется таких людей не особо много.

Что такое двунадесятые праздники?

Между тем двунадесятые праздники, тропари и кондаки которых занимают особое место среди текстов церковных служб, это не что иное, как двенадцать важнейших для христиан торжеств после Пасхи.

Посвящены эти праздники определенным событиям и вехам земных жизней Иисуса и девы Марии, или же, как принято говорить в православии, Богородицы. Эти дни входят в число особо почитаемых, великих праздников. Каждая дата имеет собственные пред- и попразднства, а также отдаяния. Иными словами, каждое празднование является многодневным, имеет завязку, начало, кульминацию и окончание.

Какие даты в них входят?

Тропари, кондаки величания двунадесятых праздников посвящены самым важным событиям земной жизни Иисуса и, конечно же, Богоматери.

Открывают перечень такие торжества:

  • Рождество Пресвятой Богородицы.
  • Воздвижение Креста Господня.

Продолжают перечень почитаемых дат:

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • Рождество Христово.
  • Крещение Господне.

Вслед за Крещением празднуется Сретение Господа. За ним следуют:

  • Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • Вход Господень в Иерусалим.

Этот праздник в народе на Руси называют Вербным воскресеньем. Вслед за ним отмечается Вознесение Господне. Завершают праздники:

  • День Святой Троицы.
  • Преображение Господне.
  • Успение Пресвятой Богородицы.

Именно эти события и есть - двунадесятые праздники, тропари и кондаки к которым несложно найти в любой церковной торговой лавке.

Про типы празднеств

Все двунадесятые торжества подразделяются на два типа:

  • Господские - прославляющие самого Иисуса.
  • Богородичные - посвященные Богоматери.

Господские праздники являются более важными. Иными словами, служения, когда используются тропари двунадесятых праздников, текст которых прославляет и описывает события жизни в миру Иисуса, являются главными, господствующими. Богородичные служения в сравнении с Господскими вторичны.

На практике это выражается в следующем. Если Господское торжество выпадает на воскресный день, то в богослужении используются сборник нот, тропари кондаки величания двунадесятых праздников. Обычные тексты и хоры Воскресной службы не используются вообще. В том же случае, если на воскресный день приходится празднество Богородичное, то служения объединяются воедино. Иными словами, дается и Богородичная и воскресная службы одновременно.

Самым же почитаемым, главным празднеством в православии является Воскресение Христово. Этот день чтится превыше всех прочих.

Что составляет структуру празднеств?

Тропари и кондаки двунадесятых праздников с переводом с церковнославянского на обычный современный разговорный язык, продающиеся в торговых киосках при храмах, понятно и доступно разъяснят каждому прихожанину порядок богослужений. Прочитав их, вполне можно разобраться, что именно происходит на служении, а не оглядываться на остальных, в ожидании мгновения, в которое требуется перекреститься и поклониться.

Структура же каждого из великих празднеств включает в себя несколько дней. Открывает их предпразднство - период подготовки к торжественной дате. Кроме него существуют:

  • попразднство - время развития и начала поминаний события;
  • отдание - кульминация с торжественным богослужением.

Отдание может сочетаться с субботами или же неделями, воскресениями. Предпразднство, то есть период подготовительный, может продолжаться от одного дня до восьми. Попразднство - это развитие торжества. То есть, если празднование в целом длится неделю, то до последней, самой величественной службы, этот период и идет. Отдание - последний день празднования и завершающая, величественная торжественная служба, ему посвященная.

Меняются ли их даты?

Тропари двунадесятых праздников на церковнославянском языке посвящены двум типам торжеств:

  • Первый - непереходящие празднования, то есть имеющие постоянную дату.
  • Второй - праздники переходящие, соответственно, не имеющие постоянного календарного числа для проведения торжеств.

К непереходящим Господским празднествам, то есть имеющим фиксированную привязку к календарю, относятся:

  • Воздвижение Креста Господня.
  • Рождество Христово.
  • Крещение.
  • Преображение.

Господские переходящие праздники это:

  • Вход Господень в Иерусалим.
  • Вознесение.
  • Пятидесятница.

Все пять Богородичных торжеств относят к недвижимым (непереходящим), иными словами, они привязаны к календарным датам.

О служении в Господские праздники

В Господские двунадесятые праздники тропари и кондаки читаются и поются тематические. То есть, вне зависимости от того, на какой день недели или же иной христианский праздник выпадает торжество, оно пользуется приоритетом.

  • при служении в воскресный день, либо в понедельник поется гимн «Блажен муж» в вечерню, а в другое время - нет;
  • антифоны обязательно входят в литургии;
  • при выполнении Малого входа диаконы читают молельный стих пред после чего приходит время для тропаря и кондака конкретного празднования;
  • вечерня совершается с обстоятельным торжественным входом и прокимном;
  • в отдание в ходе литургии служится лишь один Апостол и читается одно дневное Евангелие.

Разумеется, к особенностям можно отнести и внешний вид служащих церковников, и убранство храмов, соответствующее тематике празднования.

О служении в Богородичные праздники

В эти дни читаются тематические тропари двунадесятых праздников на церковнославянском. Служение при выпадении на воскресный день совмещается с выходным. Однако если празднование приходится на субботу, совершается исключительно торжественное служение.

Особенностью данных празднований является совершение Всенощных бдений. К отличительным моментам непосредственно в ходе самих богослужений можно отнести:

  • исполнение тематических стихир;
  • по завершении прокимна вечерни совершается чтение праздничных паремий;
  • тропарь в ходе Благословения хлебов поется трижды, а воскресный - дважды, при соединении служб.

Где размещены праздничные иконы?

Тропари и величания двунадесятых праздников в православной традиции неразделимы с иконописными образами. Иконопись, касающаяся тематики двунадесятых праздников, как правило, бывает размещена в храмах во втором ряду, если вести отсчет с нижнего.

То есть образы нужно разыскивать промеж деисусного и местного рядов. Разумеется, это размещение актуально исключительно для тех храмов, которые располагают полным иконостасом.

Как установились двунадесятые праздники?

Выделить особо важные торжественные дни, в которые вспоминаются определяющие для становления всего христианства в целом, пытались еще в начале формирования религии. Соответственно, у каждого из двунадесятых празднеств своя особенная история установления.

История данных торжеств неразрывно связана со становлением церковного календарного распорядка в целом. Все выделенные в христианстве двенадцать праздников своими корнями уходят во времена Воскрешения Иисуса. Именно Воскрешение стало самым первым и наиболее значимым событием для верующих. Оно и явилось своего рода основоположником календаря церковных празднеств.

Именно со светлого Воскресения Господня и начинаются все остальные события, которым посвящены тропари двунадесятых праздников. Разумеется, хронологически события начинаются с явления Деве Марии Ангела, принесшего благую весть. Однако во времена становления христианства наиболее значимым являлось чудо Воскрешения. Таким образом, именно это событие и стало самым главным в религиозных обрядах.

Остальные же праздники присоединялись по мере изучения верующими людьми жизни Иисуса. Конечно же, важную роль в этом сыграли тексты Евангелий. Вполне естественно, что наибольшее любопытство вызывали подробности появления в этом мире Христа, события его жизни. Женщин же, которых среди первых христиан было также не мало, волновали проблемы материнства и, конечно же, им было более важно все, что случилось с Девой Марией.

Апостолы и прочие первые последователи не вызывали столь живого интереса у верующих. Предположительно, что именно благодаря этому и выделились в отдельные, особо почитаемые даты в церковном служении двунадесятые праздники.

Первое же документальное закрепление праздников произошло при правлении Константина Великого Багрянородного, римского императора и христианина, немало сделавшего для становления веры и оформления ее канонов.

Почему эти праздники важны?

Важность двенадцати основных праздников в православной традиции заключается не в том, что они служат своего рода основополагающим стержнем церковного календаря, его образующим кругом.

Важны эти дни для формирования духовности прихожан, их просвещения. Ведь чем больше верующие люди знают о мирской жизни тех, кого почитают в храмах, тем трепетнее и искреннее они воспринимают служение. Это особенность человеческого восприятия. Соответственно, важны праздники для укрепления веры прихожан и в этом их основное значение.

Что делают в эти праздники?

Впервые правила поведения в быту, так сказать, житейские предписания, были задокументированы при правлении Константина Великого. Самое первое из появившихся правил поведения в праздники - это запрет на торговлю. До нашего времени это предписание не дошло, оно было упразднено.

Многие правила и предписания касались воскресного дня. В разные исторические эпохи церковными правилами запрещались выступления артистов, судопроизводство, общественные работы. Но с течением времени ограничения спадали, суть понимания празднеств менялась.

В праздничный день не рекомендуется трудиться, в том числе и по дому. Разумеется, неотложные дела совершать не возбраняется. Например, приготовить завтрак или же подобрать упавший на пол сор церковь не запрещает, утрировать предписания не нужно. Однако, генеральную уборку, стирку или же иные хлопоты, которые вполне можно отложить, совершать не рекомендуется.

Конечно же, в дни празднований необходимо посещать храмы, а не только бездельничать. Эти дни отдаются не безделью, а духовной работе человека над собой, размышлениям и молитвам.

Больших праздников в году бывает двенадцать или по-славянски двенадцать. Оттого большие праздники называются двунадесятыми.

Самый большой праздник - Пасха.

Пасху считают отдельно.

На каждый праздник есть особая праздничная молитва. Эта молитва зовется тропарем . В тропаре говорится о том, какую милость дал людям Бог в праздничный день.

Тропарь на Рождество Богородицы.

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение; и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Этот тропарь проще можно сказать так: Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и,дал нам вечную жизнь на небесах.

Тропарь Введения во храм Пресвятой Девы Марии.

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание; в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится молость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.

Тропарь Благовещения.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.

Тропарь Успения.

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота; и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти.

Тропарь Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, Слава Тебе.

Тропарь Крещения.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей славаТебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет, слава Тебе.

Тропарь Сретения.

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.

Тропарь Вербного Воскресения.

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамение носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.

Тропарь Святой Пасхи.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Христос воскрес из мертвых, победил своею смертью смерть и мертвым дал жизнь.

Тропарь Вознесения.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

Тропарь Святой Троицы.

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа святаго, и теми уловлей вселенную; Человеколюбче, слава Тебе.

ТРОПАРИ И ВЕЛИЧАНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫМ ПРАЗДНИКАМ

Рождеству Пресвятой Богородицы

36. Предпразднству, глас 4:

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, / Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: / радостию бо радуются всяческая и обновляются. / Срадуйтеся купно, небо и земля, / восхвалите Ю отечествия языков. / Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: / неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

37. Празднику, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтем святых твоих родителей, / и всеславное славим / Рождество Твое.

Воздвижению Креста Господня

38. Предпразднству, глас 4:

Животворящий Крест Твоея благости, / Егоже даровал еси нам недостойным Господи, / Тебе приносим в молитву, / спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, / Едине Человеколюбче.

39. Празднику, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси от работы вражия.

Введению во храм Пресвятой Богородицы

40. Предпразднству, глас 4:

Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

41. Празднику, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Рождеству Христову

42. Предпразднству, глас 4:

Готовися, Вифлееме, / отверзися всем, Едеме, / красуйся, Евфрафо, / яко древо живота в вертепе процвете от Девы: / рай бо Оноя чрево явися мысленный, / в немже Божественный сад, / от негоже ядше, живи будем, / не якоже Адам умрем. / Христос раждается прежде падший возставити образ.

43. Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

44. Празднику, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.

Крещению Господню

45. Предпразднству, глас 4:

Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.

46. Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознёсшуся Илий, / и разделяхуся воды сюду и сюду / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

47. Празднику, глас 1:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Сретению Господню

48. Предпразднству, глас 1:

Небесный лик Небесных Ангел, / приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, / носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, / предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

49. Празднику, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем, Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.

Благовещению Пресвятой Богородицы

50. Предпразднству, глас 4:

Днесь всемирныя радости начатки / предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, / Деве нося благовестие, / и к Ней вопиет: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

51. Празднику, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Величание:

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Вход господень в Иерусалим

52. Входу Господню в Иерусалим, глас 1:

Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Вознесение Господне

53. Вознесению Господню, глас 4:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

День Святой Троицы

54. В Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы), глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.

Преображению Господню

55. Предпразднству, глас 4:

Христово преображение предусрящем, / светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: / приспе день Божественнаго веселия: / восходит на гору Фаворскую Владыка, / Божества Своего облистати красоту.

56. Празднику, глас 7:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / преславное Преображение.

Успению Пресвятой Богородицы

57. Предпразднству, глас 4:

Людие, предыграйте, / руками плещуще верно, / и любовию соберитеся, / днесь радующеся / и светло восклицающе вси веселием: / Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, / Юже песньми присно яко Богородицу славим.

58. Празднику, глас 1:

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величание:

Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / Успение Твое.

Р ождеству П ресвятой Б огородицы

36. П редпразднству, глас 4:

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, / Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: / радостию бо радуются всяческая и обновляются. / Срадуйтеся купно, небо и земля, / восхвалите Ю отечествия языков. / Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: / неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

37. П разднику, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

В еличание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтем святых твоих родителей, / и всеславное славим / Рождество Твое.
Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:\ неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

В оздвижению Креста Господня

38. П редпразднству, глас 4:

Животворящий Крест Твоея благости, / Егоже даровал еси нам недостойным Господи, / Тебе приносим в молитву, / спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, / Едине Человеколюбче.

39. П разднику, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси от работы вражия.
Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству,/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,\ непобедимую победу.

В ведению во храм Пресвятой Богородицы

40. П редпразднству, глас 4:

Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

41. П разднику, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

В еличание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, / и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.
Кондак, глас 4:
Пречистый Храм Спасов,/ многоценный Чертог и Дева,/ священное Сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:\ Сия есть селение небесное.

Р ождеству Христову

42. П редпразднству, глас 4:

Готовися, Вифлееме, / отверзися всем, Едеме, / красуйся, Евфрафо, / яко древо живота в вертепе процвете от Девы: / рай бо Оноя чрево явися мысленный, / в немже Божественный сад, / от негоже ядше, живи будем, / не якоже Адам умрем. / Христос раждается прежде падший возставити образ.

43. П

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

44. П разднику, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:\ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

К рещению Г осподню

45. П редпразднству, глас 4:

Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.

46. П редпразднству (Навечерие), глас 4:

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознёсшуся Илий, / и разделяхуся воды сюду и сюду / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

47. П разднику, глас 1:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,\ свет неприступный.

С ретению Г осподню

48. П редпразднству, глас 1:

Небесный лик Небесных Ангел, / приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, / носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, / предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

49. П разднику, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем, Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.
Кондак, глас 1:
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство,\ едине Человеколюбче.

Б лаговещению Пресвятой Богородицы

50. П редпразднству, глас 4:

Днесь всемирныя радости начатки / предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, / Деве нося благовестие, / и к Ней вопиет: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

51. П разднику, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

В еличание:

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8:
Взбранной воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:\ радуйся, Невесто Неневестная.

52. В ходу Господню в Иерусалим, глас 1:

Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.
Ин тропарь, глас 4:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.
Кондак, глас 6-й:
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

53. В ознесению Господню, глас 4:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.
Кондак, глас 6:
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:\ Аз есмь с вами и никтоже на вы.

54. В Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы), глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.
Кондак, глас 8:
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;\ и согласно славим Всесвятаго Духа.

П реображению Господню

55. П редпразднству, глас 4:

Христово преображение предусрящем, / светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: / приспе день Божественнаго веселия: / восходит на гору Фаворскую Владыка, / Божества Своего облистати красоту.

56. П разднику, глас 7:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

В еличание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / преславное Преображение.
Кондак, глас 7:
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои/ славу Твою, Христе Боже, видеша:/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,\ яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

У спению Пресвятой Богородицы

57. П редпразднству, глас 4:

Людие, предыграйте, / руками плещуще верно, / и любовию соберитеся, / днесь радующеся / и светло восклицающе вси веселием: / Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, / Юже песньми присно яко Богородицу славим.

58. П разднику, глас 1:

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В еличание:

Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / Успение Твое.
Кондак, глас 2:
В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,\ во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Тропари

    Господские

    Воскресные

    Двунадесятые

    Богородичные

    Чудотворным иконам Пресвятой Богородицы

    И величания общие

    Небесным Силам безплотным

    Пророкам

    Апостолам

    Равноапостольным

    Святителям

    Преподобным

    Великомученикам

    Священномученикам

    Преподобномученикам

    Мученикам

    Безсребренникам

    Праведным и Блаженным

    Благоверным князьям и царям

    Соборам святых

    О пении тропарей

Тропари не вошедшие в настоящее издание

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.