Приемная семья, ее особенности для пожилого человека. Приемная семья для пожилых Технология приемная семья для пожилого человека

Старость в реальной жизни – это, как правило, период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Особенно это касается одиноких пожилых людей.

Выделим основные проблемы, с которыми сталкивается данная категория граждан: одиночество, психологический дискомфорт, ощущение своей ненужности, отчаяние от беспомощности, плохое здоровье, которое приводит к утрате способности к самообслуживанию, ведет к невозможности самостоятельного проживания, малообеспеченность, невозможность оплатить услуги постоянной сиделки, и др. Кроме того, большинство пожилых людей испытывают страх перед казенными условиями домов-интернатов.

Наряду с имеющимися формами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов появляются и новые формы, среди которых особое место занимает приемная семья для пожилых людей. Идея использования такой формы работы возникла в поиске путей снижения очередности в дома-интернаты для престарелых и выработке альтернативной модели жизнеустройства граждан данной категории.

Схема помощи престарелым проста: пожилым людям, которые по состоянию здоровья с трудом обслуживают себя, предлагают жить не в доме престарелых, а в приемной семье.

Приемная семья организуется в отношении одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, наблюдении и семейной заботе. Основные задачи этой формы социального обслуживания – создание семейного окружения для одиноких граждан, психологическая реабилитация личности и оказание социально-бытовых услуг.

Приёмная семья на условиях формирования совместного бюджета принимает на себя обязательства по содержанию и обеспечению пожилого человека необходимым уходом, питанием, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса, оказанию доврачебной медицинской помощи, медицинскому сопровождению, организует общий быт, досуг на основе взаимоуважения, создавая благоприятный психологический климат.

Приемная семья – это хороший выход для одинокого пожилого человека. Благодаря поддержке у пожилого человека возникает чувство защищенности, он понимает, что о нем заботятся, его ценят и уважают. Кроме того, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам приемной семьи вести домашнее хозяйство, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему возродить интерес к жизни, и способствует качественному дожитию.

Обязательным условием является заключение всеми участниками проекта (приемным родителем, пожилым человеком и центром социального обслуживания) трехстороннего договора, в котором подробно прописаны порядок организации приёмной семьи, права и обязанности сторон, условия расторжения договора. Договор должен стать гарантом защиты как пожилого человека, так и приемного родителя.

До заключения договора с членами принимающей семьи и с будущим подопечным работают специалисты Полярнозоринского комплексного центра социального обслуживания населения (специалисты по социальной работе, психолог), проводятся «пробные дни», когда участники проекта знакомятся друг с другом, проживая совместно и ведя совместное хозяйство в течение определенного времени, т.е. «присматриваются друг к другу».

Одновременно с договором оформляется паспорт приёмной семьи – документ, содержащий основную информацию о членах приёмной семьи, движимом и недвижимом имуществе лица, оказывающего социальные услуги, и лица, нуждающегося в социальных услугах, социально-бытовых условиях проживания семьи, проблемах семьи, сроках и методах их решения; способствующий осуществлению контроля за соблюдением интересов пожилого человека. Это позволит контролировать все аспекты деятельности приёмной семьи.

Следует обратить особое внимание на социальную значимость приемной семьи для пожилого человека:

  • во-первых, снимается проблема жизнеустройства одиноких пожилых граждан; — во-вторых, им обеспечивается постоянный уход;
  • в-третьих, предупреждается резкий рост очередности на стационарное обслуживание.

С другой стороны, приемная семья также заинтересована в подобном статусе, поскольку получает возможность дополнительного дохода, что особенно немаловажно, например, для сельских жителей.

Проживание в приемных семьях в условиях рыночных отношений должно быть взаимовыгодным, только тогда оно будет востребовано с обеих сторон.

Существует несколько вариантов приемной семьи для пожилого человека, например:

  • семья, на условиях соответствующего договора об условиях совместного проживания и ведения хозяйства, принимает у себя одинокого пожилого человека;
  • одинокий пожилой человек, имеющий собственное жилье, предоставляет семье на условиях договора свою квартиру для проживания и совместного ведения хозяйства.

«Усыновление» одиноких пенсионеров в Мурманской области идет пока только на правах эксперимента. В настоящее время Министерство социального развития ведет работу по выявлению наиболее перспективной модели приемной семьи во всех муниципалитетах области.

В связи с тем, что существует необходимость законодательно урегулировать вопросы об оплате труда лиц из приемной семьи, о расходах на содержание пожилых людей, а также вопросы, касающиеся их имущества и жилья, учреждениями системы социальной защиты населения Мурманской области проводится мониторинг по изучению мнения жителей Кольского полуострова о приемной семье, подготавливаются предложения в нормативные правовые документы.

28.12.2010

Повышение уровня и качества жизни населения – приоритетное направление деятельности правительства Астраханской области. В особом внимании государства нуждаются пожилые люди. В регионе успешно прижилась новая форма социального обслуживания – приемная семья для пожилого человека.

В Астраханской области за последние годы успешно реализован целый ряд значимых инновационных проектов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития, заложен фундамент обновленной устойчивой экономики.

Существенным социальным достижением стал демографический рост, который отмечен не только подъемом рождаемости, но и сокращением смертности. Средняя продолжительность жизни в последние годы увеличилась и соответствует среднероссийским показателям: 62,4 года для мужчин и 74,1 года для женщин. Достижение этих показателей стало возможным благодаря поддержке семьи и принципиальной модернизации региональной медицины.

Население области – 1007 тыс. человек. Трудоспособное население региона составляет 65% (650 тыс. человек). Доля пожилых людей – 20% (около 190 тыс. человек) и, по оценкам специалистов, будет увеличиваться, поэтому эта категория населения находится в числе главных объектов заботы и внимания.

Сегодня 95% от общего числа граждан пенсионного возраста пользуются мерами социальной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. Это компенсации расходов по оплате ЖКУ, проезда, лекарственного обеспечения, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Особое место в работе с пожилыми занимает социальное обслуживание. В структуре отрасли социальной защиты действует сеть разнопрофильных учреждений социального обслуживания и социальной реабилитации: 5 домов-интернатов для престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов; 10 социально-реабилитационных центров различной направленности; 16 комплексных центров социального обслуживания населения во всех районах области имеют в своей структуре отделения временного и постоянного проживания, дневного пребывания, социального обслуживания на дому, медико-социального обслуживания. В год обслуживается более 72 тыс. пожилых граждан.

Мониторинг потребностей современных пенсионеров показал, что традиционные формы социального обслуживания устраивают потребителей не в полной мере. Это определило необходимость оптимизации действующей сети социальных учреждений, внедрения инновационных методов работы с пожилыми людьми.

Успешно реализуется проект «Все в сеть!» по обучению компьютерной грамотности, развивается сеть «Школа третьего возраста и активного долголетия», апробируется служба «Единый социальный телефон» на базе единого номера 112. Участники проекта «Все в сеть» научились совершать операции с социальной картой (платежи, поиск необходимой информации), создавать и использовать электронный почтовый ящик, осуществлять поиск информации в сети Интернет, использовать правовые информационные системы. Для реализации специальных образовательных, творческих проектов для лиц пожилого возраста организованы хореографическая студия, литературный салон, курсы правовой грамотности, иностранного языка, стилистики и дизайна, психологические тренинги, спортивный клуб, студия рукоделия, вокальная студия.

Проведенный мониторинг выявил определенную категорию пожилых людей, нуждающихся в стационарном обслуживании, но не желающих по ряду причин проживать в доме-интернате. Так возникла идея о внедрении новой для нас формы социального обслуживания – создании приемной семьи для пожилого человека. Было опрошено более 2,5 тыс. человек в возрасте от 60 до 86 лет. На вопрос, готовы ли они сами быть непосредственными участниками этого проекта, четверть опрошенных ответили утвердительно, 15% – отрицательно, а остальные затруднились ответить. 164 человека готовы были уйти в приемную семью немедленно, решив для себя проблемы, связанные с одиночеством, плохими жилищно-бытовыми условиями, необходимостью постоянного ухода. Кстати, по оценкам психологов, именно жалобы на одиночество среди старых людей занимают первое место, и только на втором – проблемы здоровья.

На основе имеющегося опыта других регионов и с учетом своих наработок были подготовлены необходимые нормативные акты, которые определили условия, порядок деятельности приемной семьи, права и обязанности лиц, участвующих в проекте. Согласно проекту, любое совершеннолетнее дееспособное лицо может принять в свою семью дееспособного гражданина пожилого возраста или инвалида, частично или полностью утратившего способность к самообслуживанию и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном социальном обслуживании, для совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом обязательным условием является проживание пожилого в доме принявшей его семьи, отсутствие между ними родственных связей. Постановление определяет приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов как форму социального обслуживания, представляющую собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги. В рамках эксперимента один из членов семьи зачисляется в штат территориального комплексного центра социального обслуживания населения и его оплата труда производится из расчета одной второй ставки социального работника. Оплата труда в среднем составляет около 2,5 тыс. рублей в месяц.

Среди семей, изъявивших желание взять пожилого человека, были и молодые, и люди среднего возраста, и пенсионеры. Практически все имели свои семьи, детей. Наибольшее число претендентов выявлено в сельских районах области.

Среди семей был проведен тщательный отбор. Выяснялись мотивы, подвигнувшие на такой шаг, материальное положение, отношения в семье. Особое внимание уделялось психологической совместимости людей. Практика показала, что наиболее эффективно начать работу с теми, кто давно знаком между собой.

Для участия в проекте гражданин, изъявивший желание проживать в приемной семье, подает в учреждение по месту жительства заявление и следующие документы: паспорт; справку об инвалидности (для женщин в возрасте до 55 лет, для мужчин – до 60 лет), заключение учреждения здравоохранения о потребности в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, об отсутствии медицинских противопоказаний для принятия на социальное обслуживание в приемную семью, справку о размере пенсии. Основанием для отказа в принятии в приемную семью является наличие у гражданина хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Кандидаты в приемные родители представляют письменное согласие совершеннолетних членов своей семьи на проживание гражданина в семье, документ, подтверждающий наличие достаточной жилой площади для размещения гражданина, справки о доходах членов семьи, характеристику по месту жительства, справки учреждения здравоохранения об отсутствии тяжелых заболеваний.

Таким образом, были сформированы 9 приемных семей, с которыми заключены договоры о социальном обслуживании. Типовая форма трехстороннего договора об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи (между центром социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах) утверждена постановлением.

Договор содержит обязательства по предоставлению гражданину социально-бытовых услуг (обеспечение ухода, организация питания, поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими нормами, помощь в приобретении товаров и др.), социально-медицинских и социально-правовых услуг (содействие в организации юридической помощи, в оформлении различных документов, в получении установленных мер социальной поддержки, пенсионного обеспечения и др.).

Обязательным условием договора со стороны комплексного центра социального обслуживания является проведение ежемесячных проверок условий проживания пожилого гражданина, выполнения условий договора, выявление психологической обстановки в приемной семье.

Одновременно с договором формируется паспорт приемной семьи – документ, способствующий осуществлению контроля за соблюдением интересов пожилого человека, куда вносится информация о членах приемной семьи, движимом и недвижимом имуществе лица, оказывающего социальные услуги, и лица, нуждающегося в социальных услугах, социально-бытовые условия проживания, проблемы семьи, сроки и методы их решения.

Специалисты органов социальной защиты участвовали в решении вопросов семейного бюджета, изменения сложившегося внутреннего семейного распорядка в связи с появлением нового члена семьи, удобного размещения пожилого человека.

Следует подчеркнуть, что «приемный родитель» не может являться доверительным управляющим и заключать договор доверительного управления имуществом своего подопечного. При обнаружении подобных фактов договор об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи расторгается.

За лицом, нуждающимся в социальных услугах в рамках приемной семьи, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение. Вопросы формирования совместного бюджета оговаривается договором по согласованию сторон, но предусматривается, что в личном распоряжении гражданина остается не менее 25% от его ежемесячного дохода.

В настоящее время разрабатывается проект закона Астраханской области «О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов», которым предусматривается фиксированная ежемесячная выплата гражданам, принявшим пожилого человека в свою семью.

Прошедшие полтора года с начала реализации проекта показали положительные результаты. Развитие института приемной семьи позволяет значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества. Пожилой человек получает достойный уход и внимание, а многие – детей и внуков, которых у них в силу неблагоприятно сложившихся жизненных обстоятельств никогда не было.

Таким образом, органы социальной защиты населения обеспечивают условия для здоровой безопасной и достойной старости для пожилых людей, реализации их потребностей, оптимизируют расходы на предоставление стационарного социального обслуживания.

Естественно, развитие приемных семей не сможет заменить действующие интернатные учреждения. Но даже если определенная группа людей обретет для себя семью, преодолеет одиночество, сохранит ощущение полезности для окружающих, значит, эта форма работы оправдана и ее стоит развивать.

Новоженина Елена Анатольевна

начальник департамента социального обслуживания и методологии мер социальной поддержки Министерства социального развития и труда Астраханской области

журнал Национальные проекты № 11 ,2010 г.

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы. Сиушкина Наталья Владимировна, магистрант Петрозаводского государственного университета

В настоящее время наблюдается тенденция старения населения. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера. В частности, в социальной сфере оно сказывается на составе семьи, репродуктивном поведении, миграционных тенденциях, потребностях в жилье, а так же потребностях в медицинской помощи и социальных услугах.

Старение населения представляет собой увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а так же частично миграции .

Феномен глобального старения затрагивает практически все государства, в том числе и Российскую Федерацию. Можно выделить аспекты, которые характеризуют процесс демографического старения населения России на современном этапе: во-первых, отсутствует принципиальные различия в динамике старения населения России и развитых европейских стран; во-вторых, сокращается разница в численности мужчин и женщин в общем количестве пожилых людей; в-третьих, происходит выравнивание процессов старения в регионах (все население становится «старым») .

Исходя из этих процессов, на современном этапе на территории России представляются необходимыми внедрение геронтологического профилирования специалистов, работающих с пожилыми людьми (медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга), а также разработка принципа социальной защищенности пожилого человека, предполагающей достойные условия существования .

Пожилые люди являются уязвимой группой населения.

Сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию; материальная обеспеченность ― в связи с низким размером пенсии, является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать; проблема одиночества , которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе; проблема насилия и жестокости со стороны взрослых детей либо супругов ; проблема агрессивного отношения к пожилым людям в обществе, социальная дистанция граждан пожилого возраста от других групп - вот неполный перечень актуальных проблем людей старшего возраста.

Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено несколькими заболеваниями, инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Это определило актуальность создания и развития в стране специальных учреждений - домов-интернатов, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей .

Исследователи отмечают, что при поступлении на проживание в учреждение социального обслуживания пожилой человек оказывается в психологически тяжелом положении. Факт институционализации (то есть переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-нибудь стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) изменяет привычную деятельность пожилого человека и является критическим моментом в его жизни. Все эти процессы проходят тяжело и болезненно.

Негативное воздействие на психоэмоциональную сферу пожилого человека, поступающего на проживание в стационарное учреждение, оказывает дефицит догоспитальной информации; отсутствие психологической готовности пожилого человека к смене жизненного стереотипа.

Переезд или помещение пожилого человека в дом-интернат рассматривается не только обществом, но и им самим как последний этап жизни, рассчитанный на «доживание», потому что он попадает в систему, высоко регламентируемой жизни, начинает зависеть от других.

Факт институционализации сам по себе уже обесценивает взгляды пожилых людей. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах пожилые люди становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются.

Негативную роль играет явление госпитализма, которое является следствием унифицированного обеспечения. Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в стационаре в отрыве от близких людей и дома . Для него характерны регламентированность деятельности учреждений, монотонный образ жизни, отсутствие уюта, ограниченность связей с внешним миром, бедность впечатлений, скученность, недостаток личного пространства, скудность выбора занятий для пожилых людей, зависимость от персонала, гиперопека и зависимость от окружающих, ситуационное устранение резидентов от решения жизненно важных проблем.

В результате этих негативных воздействий у пожилых людей появляются невротические состояния, депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями.

Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют ее социальной активности, не порождают чувства своей нужности.

Так как учреждения стационарного обслуживания оказывают на пожилого человека ряд негативных последствий, исследователи всё больше склоняются в пользе применения стационарозамещающих технологий. К ним относится инновационная технология приемной семьи для граждан пожилого возраста как альтернатива помещению пожилых людей в стационарные учреждения .

Приемная семья для пожилого человека имеет большие преимущества и положительные эффекты, нежели чем стационар. Если говорить в общем, то она оказывает социально-психологическую поддержку членам семьи: моральное и информационное содействие, оказываемое членами семьи пожилым людям, материальная помощь, эмоциональная поддержка, организация повседневной индивидуальной деятельности и т. д.

Эта инновация направлена на интересы пожилых граждан. Развитие этого института позволяет улучшить самочувствие пожилого человека, укрепить связь поколений.

Впервые в нашей стране альтернативу государственным социальным учреждениям для граждан пожилого возраста предложили власти Пермской области. В 2005 г. проживание в приемной семье законодательством Пермского края было закреплено как особая форма социального обслуживания граждан независимо от возраста.

С 2007 г. технология «Семья для пожилого» действует в рамках краевой целевой программы и уже стала одной из форм социального обслуживания. В дальнейшем данная форма социального обслуживания законодательно закрепилась по другим регионам Российской Федерации, в частности, Забайкальский край, Амурская область и т. д.

Что же касается развития института приемной семьи для пожилого человека в Республике Карелия, то он не сформирован, несмотря на демографические данные, а так же наличие проблем у граждан пожилого и старческого возраста.

По данным Карелиястат численность населения на начало 2015 года в Республике Карелия составляет 632,533 тыс. человек. Из общей численности 160,5 тыс. - население старше трудоспособного возраста, что составляет 25,4 %. Республика Карелия находится на пятом месте по коэффициенту старения среди регионов Северо-Западного федерального округа. Самыми «старыми» регионами в Северо-Западном федеральном округе считаются Псковская область (28,5 % лица старше трудоспособного возраста от общей численности населения), Новгородская область (28,2 %), Ленинградская область (26,6 %). Если же сравнить коэффициенты старения по округам, то Северо-Западный федеральный округ стоит на втором месте (25,3 %) после Центрального федерального округа (26,4 %) .

Как мы можем заметить, отсутствует принципиальная разница между значениями коэффициентов. Исходя из этих данных, по классификации польского демографа Э. Россета, Карелию можно отнести к «демографически старой» республике с очень высоким уровнем старости. И поэтому Правительство Карелии должно уделять внимание проблемам граждан пожилого возраста, обеспечить им достойную старость.

В 2013 году в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия состоялся семинар для руководителей государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, посвященный перспективам внедрения стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В задачи семинара входило обсуждение моделей стационарозамещающих технологий и выбор наиболее эффективных для Карелии с целью снижения очереди в дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Начальник управления социальной поддержки и организации социального обслуживания населения Минздравсоцразвития РК А. В. Зиновьев в своем докладе сообщил, что стационарозамещающие технологии - это решение проблемы снижения уровня очередности в стационарные учреждения социального обслуживания (в 2013 году очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составила 206 человек).

Были выделены общие подходы к организации приемных семей: совместное проживание с гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании, установление требований к лицу, изъявившему желание организовать приемную семью, возмездный характер деятельности гражданина, организовавшего приемную семью (принятие гражданина в штат учреждения социального обслуживания либо выплата социального пособия), наличие ограничений для приемного родителя .

Невозможно не упомянуть государственную программу Республики Карелия «Социальная поддержка граждан Республики Карелия» . В ней прописаны приоритетные направления социальной политики в Республике Карелия, в числе которых и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года также не говорится о приемной семье для граждан пожилого возраста. Но в приоритетные задачи 2013–2016 гг. входит поэтапное снижение очереди на устройство нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания общесоматического и психоневрологического профилей.

Этого можно достичь с помощью создания института приемной семьи для пожилого человека. Исходя из этой информации, можно сделать вывод о том, что были предприняты попытки внедрить данную технологию.

В 2015 году нами было проведено телефонное интервью с 10 специалистами социальной работы, целью которого являлось выявление условий и ресурсов для реализации технологии приемной семьи, причин отсутствия данной технологии в сфере социального обслуживания республики Карелия. Выборка осуществлялась методом доступного массива, так как многих специалистов не удалось опросить в силу их высокой занятости. Базой проведения эмпирического исследования выступили ГБСУ СО «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов», ГБСУ СО «Видлицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГБСУ СО «Калевальский дом-интернат для престарелых и инвалидов», отделение срочного социального обслуживания КЦСОН «Истоки».

Интервью со специалистами включало в себя вопросы об организации приемных семей в Республике Карелия, региональных особенностях внедрения и использования данной технологии, а также предполагаемые ожидаемые результаты внедрения и использования. Большинству специалистов знакома данная технология, они понимают, что она подразумевает.

Основными источниками знаний о данной инновации послужили СМИ, Internet, различные тематические семинары, а так же обмен знаниями между специалистами учреждений. Что же касается необходимости принятия нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения между пожилым человеком и принимающей семьей, то мнения специалистов разделились. 5 специалистов считают, что нужно обязательно принять данный нормативно-правовой акт, который сможет улучшить качество жизни пожилых.

Пожилому человеку, по словам специалистов, лучше жить семейных домашних условиях, нежели одному или в доме-интернате. Так же отметили, что нормативно-правовой акт послужит неким регулятором юридических отношений между пожилым человеком и семьей: сможет пресечь противоправные действия либо поощрять законные действия.

Специалисты выделяют следующие условия, необходимые для создания и использования данной формы обслуживания :

выявление мотивов взять пожилого человека в свою семью;

создание базы данных о приемных семьях и граждан пожилого возраста, в которой фиксировались бы результаты работы;

соответствующие достойные жилищные условия, в соответствие с этим организовать обследование жилищно-бытовых условий приемной семьи;

психолого-педагогическая подготовка пожилых людей и семей к совместному проживанию, а также обучение приемной семьи работе с пожилыми людьми;

достойное денежное вознаграждение (заработная плата) приемным семьям; изменение сознания людей, постараться смягчить последствия геронтостереотипов в повседневной жизни людей.

На вопрос о региональных особенностях, которые необходимо учитывать при внедрении и развитии приемных семей для пожилого человека, многие специалисты затрудняются ответить. В основном, упоминаются национальные различия и удаленность некоторых социальных учреждений, локализованных в районных центрах.

Специалисты выделяют два уровня трудностей и проблем, которые могут возникнуть при создании приемных семей: региональный уровень и семейный уровень.

К региональным трудностям можно отнести отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы. По словам специалистов, необходимо продумать до мельчайших деталей организацию данной технологии: от механизма выплат зарплаты до организации обучающих программ приемных семей и пожилых граждан.

С социально-медицинской точки зрения, необходимо информировать семьи и пожилых людей о различных заболеваниях и мерах их предупреждения, а также есть необходимость продолжать развивать доступную среду.

На уровне семьи могут возникнуть, по мнению специалистов, следующие трудности: выявление мотива принятия пожилого человека в свою семью, психологические проблемы (аспект общения между членами приемных семей и пожилым человеком). Члены приемной семьи и пожилой человек должны понимать, что у каждого сложились свои привычки, характер. Пожилые люди имеют свои особенности, которые должны принимать во внимание приемная семья.

Специалисты также отметили, что принятие пожилого человека - ответственное дело, в некоторой степени, ответственнее принятия детей в семью. Есть риск возврата пожилых людей в силу непонимания взятых на себя обязанностей.

По словам специалистов, организация приемных семей в сельской местности будет отличаться от организации в городской среде. В сельской местности могут возникнуть следующие трудности, в основном, социально-медицинского характера:

низкий уровень медицинского обслуживания населения из-за недостатка квалифицированных кадров медицинских работников;

удаленность от специализированных медицинских учреждений; плохие транспортное сообщение и дорожное хозяйство: состояние дорог, обслуживание дорог в зимний период времени оставляет желать лучшего;

обеспечение медикаментами.

Некоторые препараты можно купить лишь в г. Петрозаводске.

Специалистами были выделены следующие основные причины отсутствия данной технологии в Республике Карелия:

Отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы; низкое финансирование социальной сферы в целом;

Неосведомленность и низкая информированность граждан;

Незаинтересованность социальных служб и организаций во внедрении данной технологии, так как каждая служба и организация осуществляет свои цели, задачи и функции.

В результате внедрения может произойти нагрузка на учреждения, что может повлиять на качество социального обслуживания.

Специалисты отмечают необходимость разработки стандартов, нормативов по работе с приемными семьями и гражданами пожилого возраста. Необходимо организовать основное центральное учреждение для контроля, организации приемных семей, высокого информирования населения, а также мультипрофессиональную команду, состоящую как из специалистов-теоретиков, так и из специалистов-практиков. В эту команду необходимо включить специалистов по социальной работе, социальных работников, медицинский персонал, психологов, обязанностью которых будет выявление нуждающихся в данной технологии, дальнейшее сопровождение, помощь приемной семье в трудной жизненной ситуации.

Центры социальной работы, комплексные центры социального обслуживания, Пенсионный Фонд, поликлиники, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, общественные организации - по мнению специалистов, с этими организациями и службами нужно сотрудничать при внедрении и организации приемных семей.

На вопрос об отрицательных и положительных сторонах/эффектах данной формы социального обслуживания, о проблемах, которые могут быть решены посредством принятия данной технологии, многие специалисты затрудняются ответить.

Но все же были выделены отрицательные стороны - мошеннические действия со стороны людей, берущих пожилого человека в семью, взятие пожилого человека в семью с корыстными целями. Не возможно не сказать о такой проблеме, как психологическая несовместимость членов приемной семьи и пожилого человека, вследствие чего есть риск ухудшения отношений между членами семьи и пожилыми человеком, возрастание частоты конфликтов.

Положительные стороны - уменьшение очереди на стационарное социальное обслуживание, получение более качественного обслуживания, решение проблемы одиночества. Как отмечают специалисты, пожилому человеку в семье будет намного комфортнее, будет оказываться семейная поддержка. Благодаря созданию приемных семей будет происходить гуманизация отношений не только в самой семье, но и в обществе в целом.

Пожилой человек лучше адаптируется к старости в семейных условиях, приобретает чувство защищенности, общение, достойный уход, заботу, внимание. Данная технология, по мнению специалистов, может показать гуманное отношение населения к старшему поколению, развить уважение и потребность помогать нуждающимся в помощи людям. Семья будет способствовать реализации потребностей и умений пожилого человека.

Большинство специалистов затрудняются ответить на вопрос о перспективах развития приемных семей в Республике Карелия. Некоторые специалисты считают, что перспектива развития данной технологии очень мала в Республике Карелия в силу «северного» менталитета, стереотипов в отношении пожилых людей, низкого финансирования.

Специалисты отмечают, что «камнем преткновения» является отсутствие соответствующей законодательной базы, которая смогла бы разрешить данную проблему.

На основе результатов телефонного интервью можно сделать вывод о том, что, во-первых, технология приемной семьи для пожилых людей в сфере социального обслуживания республики Карелия востребована; во-вторых, в республике Карелия существуют барьеры, трудности реализации технологии, преодолев которые возможно внедрить инновационную форму обслуживания; в-третьих, создание определенных условий для реализации данной формы обслуживания с привлечением ресурсов (кадровые, финансовые, временной ресурс) может повысить возможность реализации данной технологии в республике Карелия.

Таким образом, данная технология является важной, необходимой в сфере социального обслуживания республики Карелия. Но в силу определенных факторов стационарозамещающая технология имеет низкую перспективу развития в Карелии. Создание определенных условий для внедрения, развития и использования данной формы обслуживания, а также устранение факторов, негативно влияющих на процесс развития, повышает возможность реализации данной технологии в республике Карелия. Данная статья написана в рамках Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета.

Литература

Закон Амурской области от 22 февраля 2012 г. № 15-ОЗ «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Амурской области». - [принятЗаконодательным Собранием Амурской области 22.02.2012 г.] // ГАРАНТ.РУ - информационно-правовой портал [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016).

Закон Забайкальского Края от 22 декабря 2011 года № 609-ззк о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в забайкальском крае (с изменениями на: 28.07.2014) // «Кодекс» - информационно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Кодекс». - Электрон. дан. - [СПб.]. - URL:http://docs.cntd.ru/document/922224799, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения:20.10.16).

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/6.7.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016 г.)

Государственная программа Республики Карелия «Социальная поддержка граждан в Республике Карелия» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/docs/2014/06/169-p_1.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 25.02.2015 г.).

Васильчиков В.М, Чикарина Л. Я. Приемная семья для пожилого человека: государственная политика и региональная практика /В. М. Васильчиков, Л. Я. Чикарина // Труд и социальные отношения. - 2013. - № 10. - С.16–21.

Долгова Т. М. Особенности развития приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Бурятия / Т. М. Долгова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 110–114.

Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. - 864 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

Краснова О. В. Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. - 2006. - № 2 (34). - С.49–61.

Основные демографические показатели // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/e6d49c0049768290b2e2f22d12c3261e/75071.pdf (дата обращения: 21.09.2016)

Перспективы внедрения стационарозамещающих технологий обсудили специалисты учреждений социального обслуживания Республики Карелия // // Министерство здравоохранения Республики Карелия. URL:http://www.mzsocial-rk.ru/news/2013/w191220132.html (дата обращения: 15.10.2016 г.).

Пивоварова И. В., Зырянова А. А. Старение населения как глобальная демографическая проблема / И. В. Пивоварова, А. А. Зырянова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 33. - С. 111–114.

Распределение постоянного населения по возрастным группам // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/4e4b49004c49639ba7d3af052efb10e3/70991.2015.pdf (дата обращения: 21.09.2016)

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. -1266 с.

Сапожникова Т. И. Демографическое старение: прогнозы, причины, последствия / Т. И. Сапожникова // Научный журнал КубГАУ. - январь 2007. - № 25(1). - С. 1–14.

Семенцова Л. И. Пожилая семья: автономия и своеобразие в контексте социальной работы / Л. И. Семенцова // Вестник ЮрГТУ (НПИ). - 2012. - № 6. - С. 296–305.

Смирнова Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т. В. Смирнова // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 49–55.

Цыплакова Л. Б., Архипова О. В. Психологические проблемы пожилых резидентов в условиях стационарного проживания и пути их решения / Л. Б. Цыплакова, О. В. Архипова // Методическое пособие для психологов, социальных работников, медицинского персонала «Угроза суицида в позднем возрасте. Диагностика. Суицидальная интервенция резидентов в стационарных условиях». - 2011. - С. 2–13.

Шабунова А. А., Барсуков В. Н. Тенденции демографического старения населения Российской Федерации пути их преодоления / А. А. Шабунова, В. Н. Барсуков // Проблемы развития территории. - 2015. - № 1(75). - 76–87.

Приемная семья для пожилых

О том, что необходимо для создания и организации приемной семьи, нам подробно рассказала директор ГБУ РБ «Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям» Ахметзянова Розанна Нургалиевна.

С 1 января 2017 года вступил в силу Закон Республики Башкортостан от 02.12.2016 г.№ 432-з «О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Башкортостан». Закон был разработан в целях развития альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами и создания наиболее комфортных условий жизни пожилых граждан, повышению качества их жизни, укреплению традиций взаимопомощи и профилактике социального одиночества, особенно в сельской местности.

Приемная семья для гражданина пожилого возраста и инвалида представляет собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, и лица, осуществляющего уход, на основании договора.

В качестве лица, нуждающегося в уходе, может выступать одиноко проживающий дееспособный гражданин пожилого возраста старше 65 лет или инвалид старше 18 лет, нуждающийся в постоянном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Лицо, осуществляющее уход – это совершеннолетний дееспособный гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Башкортостан.

Создание приемной семьи осуществляется в несколько этапов:

1. Прием заявлений и документов, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 293 «Об утверждении Порядка создания приемной семьи для гражданина пожилого возраста и инвалида в Республике Башкортостан».

2. Внесение информации и лицах, желающих осуществлять уход, и лицах нуждающихся в постоянном постороннем уходе в Реестр.

3. Проведение обследования социально-бытовых и жилищных условий в месте создания приемной семьи и составление Акта.

4. Получение письменного согласия лица, изъявившего желание осуществлять уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, на создание приемной семьи.

5. Проведение психологической подготовки лица, изъявившего желание осуществлять уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе.

6. Проверка личного дела приемной семьи в органах опеки и попечительства по месту жительства приемной семьи и принятие решения о согласии (не согласии) на создание приемной семьи.

7. Заключение договора о создании приемной семьи оформление паспорта приемной семьи.

На основании заявлений и предоставленных документов, сведения о гражданах желающих создать приемную семью будут заноситься в реестр (банк данных), за счет которого будет осуществляться подбор кандидатов.

Создание приемной семьи возможно как в месте проживания лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, так и в месте лица, желающего осуществлять уход. В зависимости от этого определяется место проведения обследования социально-бытовых и жилищных условий, по итогам которого составляется Акт.

В законе используется такое понятие, как «бюджет приемной семьи», который формируется из денежных средств, вносимых ежемесячно лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и лицом, осуществляющим уход. Передаваемые пожилым гражданином или инвалидом в приемную семью средства не могут превышать 75% среднедушевого дохода. За расходование данных средств необходимо будет предоставлять ежемесячный отчет. Документ будет подписываться, в том числе, и самим пожилым гражданином или инвалидом. Порядок и условия формирования и расходования бюджета приемной семьи указываются в договоре.

Лицу, осуществляющему уход за пожилым человеком или инвалидом в приемной семье, предусматривается выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере 6200 рублей. Если в приемную семью принимается лицо старше 80 лет или инвалид 1 группы, то законом предусматривается повышение этой выплаты на 30%. Одновременно в приемную семью могут быть устроены не более 3 человек, при этом выплата производится за каждого принятого в семью пожилого или инвалида. Выплата осуществляется исходя из фактического количества дней проживания лица, нуждающегося в постоянном уходе, с лицом, осуществляющим уход, исключая периоды временного пребывания в медицинских учреждениях, отъездах к родственникам и т.д.

Законом устанавливаются не только основные положения организации и создания приемной семьи, но и обстоятельства, препятствующие созданию семьи, основания прекращения договора о приемной семье. В частности, в законе прописано, что кандидаты на создание приемной семьи не должны являться супругами, близкими родственниками, а также усыновителями и усыновленными; наличие хронических заболеваний (в т.ч. алкоголизма и наркомании); обязательно наличие документа о согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи лица, изъявившего желание осуществлять уход на проживание в этой семье лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, и др.

В целях осуществления контроля за деятельностью приемной семьи предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок выполнения лицом, осуществляющим уход, условий договора.

В реализации Закона «О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Башкортостан» участвуют организации подведомственные Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и органы опеки и попечительства. Государственные бюджетные учреждения Республики Башкортостан Межрайонные центры социальной помощи семье и детям выполняют следующие функции:

Одинокие граждане, нуждающиеся в уходе, нашли тепло и уют, почувствовали заботу о себе. Кого могут принять в приёмную семью? Какие условия для этого необходимы? На эту тему беседа нашего корреспондента с министром социальных отношений области Т.Е. Никитиной.

В этом году региональное министерство социальных отношений осуществило ещё одну новую меру социальной поддержки наших жителей, - говорит министр Т.Е. Никитина. - Приёмная семья для людей пожилого возраста и инвалидов - форма жизнеустройства граждан, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги, на основании договора о приёмной семье.

В приёмную семью принимаются одиноко проживающие дееспособные пожилые люди или инвалиды, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе.

- Татьяна Евгеньевна, скажите, имеются ли ограничения для создания приёмной семьи?

Да, конечно. Создание приёмной семьи не допускается, если принимающие и принимаемые лица являются супругами, близкими родственниками - родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общего отца или общую мать) братьями и сестрами, а также усыновителями и усыновленными.

Для создания такой семьи также необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на проживание в этой семье принимаемого лица.

Кроме того, не допускается создание приёмной семьи, если принимаемое или принимающее лицо, проживающие совместно члены семьи страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, карантинными инфекционными заболеваниями, активными формами туберкулеза, тяжелыми психическими расстройствами, венерическими заболеваниями, требующими лечения в медицинских организациях. Или если принимающее лицо имеет или имело судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Среди основных требований: общая площадь жилого помещения, предполагаемого для совместного проживания приёмной семьи, в расчёте на каждое лицо, проживающее в данном жилом помещении, не должна быть меньше учётной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании.

- Какие обязанности возлагаются на гражданина, взявшего себе в семью пожилого человека?

Объём обязанностей принимающего лица достаточно широк, он включает в себя обязательное совместное проживание, обеспечение круглосуточного ухода, обеспечение надлежащих жилищно-бытовых условий и т.д.

- Предусмотрено ли вознаграждение принимающему лицу?

Принимающему лицу выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 7.198 рублей. Эта выплата ежегодно индексируется. Денежные средства перечисляются принимающему лицу ежемесячно на лицевой счёт, открытый в кредитной организации.

Также необходимо отметить, что на содержание принимаемого лица расходуются его личные средства, размер которых устанавливается в процентном соотношении по соглашению сторон и указывается в договоре о приёмной семье, но не может превышать 75 процентов ежемесячного дохода принимаемого лица.

- Каким образом осуществляется контроль за выполнением условий договора о приёмной семье?

Такой контроль реализуется министерством социальных отношений Челябинской области и управлениями социальной защиты населения по месту жительства граждан. В первую очередь, проверяется целевое расходование принимающим лицом личных средств принимаемого лица в соответствии с условиями договора о приёмной семье.

Управление социальной защиты населения следит за выполнением условий договора о приёмной семье путём проведения плановых или внеплановых обследований приёмной семьи. Плановые обследования осуществляются не реже двух раз в год (первый раз - через один месяц после заключения договора о приёмной семье, второй раз - по истечении пяти месяцев после первого планового обследования). Внеплановые обследования проводятся в случае поступления обращения, содержащего факты нарушений условий договора о приёмной семье.

P.S. В заключение нашего интервью Татьяна Евгеньевна Никитина поделилась ещё одной информацией. С 1 января 2017 года министерство социальных отношений области передаёт Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации полномочия:

По обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

По предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение;

По бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 9 января 2017 года приём заявлений льготной категории граждан будет осуществляться в филиалах и представительствах регионального отделения Фонда социального страхования.

В настоящее время ведётся работа с Фондом социального страхования по передаче документов льготников на бумажном носителе и информации в электронном виде.

P.P.S. Редакция газеты «Ветеран Урала» благодарит сотрудников министерства социальных отношений области и лично министра Т.Е. Никитину за большую помощь в подготовке этого интервью. Мы поздравляем всех их с наступающим Новым годом и желаем нашим давним друзьям всяческих успехов в их столь необходимых всем ветеранам области делах.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.