Пример ава-программы. АВА терапия и методы коррекции аутизма. Поведенческая терапия для аутистов Методика aba работы с аутистами

Прикладной анализ поведения или АВА (Applied behavior analysis)
является популярным подходом коррекции для лиц с ограниченными возможностями, особенно для детей с аутизмом. К сожалению, существуют распространённые заблуждения относительно того, что на самом деле влечёт за собой ABA.

Многие люди ассоциируют эту терапию с узким набором практик и даже сравнивают с дрессурой, не понимая богатства приложений и путей, в которых методы АВА могут быть использованы.

ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция () и ритуальность в поведении.

Сколько нужно заниматься АВА терапией

В исследовании Ловааса 1987 года было обнаружено, что почти половина (47%) детей, получавших 40 часов в неделю ABA терапии в конечном итоге смогли поступить в школу, и достигли нормального интеллектуального и образовательного функционирования к концу первого класса. В то время как дети с аутизмом, получающие терапию только 10 часов в неделю не смогли сделать то же самое.

Цели ABA

Конкретные цели вмешательства выбираются на основе индивидуальных проблем ребёнка и его расстройства. Дети с аутизмом часто демонстрируют такое поведение, как: отсутствие зрительного контакта, нежелание заниматься и повторять за взрослым. Именно сокращения этого поведения является первым объектом вмешательства. После того как поведенческие проблемы устранены и находятся под контролем, целью вмешательства может стать улучшение коммуникации и социального взаимодействия.

В этой АВА терапии необходимо устанавливать цели и постоянно контролировать и оценивать прогресс.

Основные принципы

Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого терапист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная терапист использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.

АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.

На самом базовом уровне, который включает в себя:

  1. стимул (запрос) для ребёнка
  2. следствие – реакция ребёнка
  3. «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка

Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.

Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.

Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.

АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.

Записаться на прием

Показания к назначению АВА-терапии

Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма . Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:

  • Синдром Аспергера;
  • Инвалидность вследствие порока развития;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Приступы агрессии;
  • Проблемное поведение , непослушание.

Как работает АВА-терапия для аутистов?

Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм. Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции. АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением. Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.

АВА-терапия для аутистов базируется на идее, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, и если ребенку они нравятся, он станет повторять такое поведение, а если не нравится - не станет. Таким образом возможно стимулировать развитие необходимых навыков и способностей, в том числе улучшить коммуникацию, повысить желание к обучению, снизить уровень агрессии и тревожности, адаптировать поведение в целом к социально ориентированной модели.

Как работает АВА-терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроения, максимум внимания и терпения. Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту. Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми»…

Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…

Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.

АВА-терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка аутиста в лечении. Сколько стоит



Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии

Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма тем выше, чем раньше начинается курс. Идеальный вариант - начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста.

Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.

Преимущества АВА-терапии

Сегодня АВА-терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные. У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда. Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.

Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

АВА-терапию начинают, примерно, с 1,5-2 летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.

Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1час, с переменами в 3-5мин. Продолжительность курса АВА-терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.

На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии .

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее - упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи - рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям - коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов - логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы - развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания - для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется - осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов - сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с .

У Илюши довольно часто возникает нежелательное поведение во время занятий. Для уменьшения нежелательного поведения и усиления навыков сотрудничества необходимо предпринять следующие шаги:

    В постоянном режиме вести таблицу ABC , отслеживать нежелательное поведение. Мы будем стараться манипулировать предшествующими факторами так, чтобы нежелательное поведение Ильи просто не появлялось.

    На постоянной основе проводить тестирование мотивационных стимулов. Используем:

    Метод одиночного тестирования при появлении нового поощрения (показываем что это, как оно работает, пытаемся заинтересовать ребенка).

    Метод множественного тестирования – в обычном режиме занятий. Здесь Илья сам выбирает из коробки поощрений предмет. В коробке поощрений должны быть те предметы, которые Илья знает, как использовать. Если мы добавляем новый предмет, то для начала надо провести одиночное тестирование.

    Методы выбора из двух – для определения более мотивационного поощрения для текущего занятия.

Необходимо постоянно искать те вещи, различные штучки, которые могут Илюше понравиться. Играть вместе с ним с поощрениями (но при этом не навязывать свою игру), показать, как с нами хорошо и весело.

    Во время занятий, когда Илья себя хорошо ведет, обязательно поощряем его жетончиками за красивое поведение. Например, говорим: «Ты красиво сидишь» и ставим жетон. Или: «Красиво себя ведешь!». Не скупитесь на жетоны за хорошее поведение, ставьте их часто. Наша задача сейчас усилить хорошее поведение.

    Обязательно надо следить за сложностью заданий. Необходимо очень точно подбирать упражнения так, чтобы они были не очень легкими, но и не очень сложными. Нежелательное поведение Ильи часто проявляется в моменты его неуспеха. Соответственно, на данном этапе нам надо исключить неуспешное выполнение упражнений. Если мы видим, что Илья не справляется с заданием, нам необходимо внимательно проанализировать задание, понять, есть ли в арсенале Ильи все необходимые для освоения данного упражнения навыки. Возможно, мы «перепрыгнули» какую-то важную ступеньку, и теперь Илюше сложно.

    Необходимо использовать подсказки во время обучения. Сначала надо определить эффективный вид подсказки для определенного упражнения и вовремя ее оказывать в процессе обучения. При этом необходимо постепенно убирать подсказку так, чтобы Илья не был от них зависим.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО! Необходимо соблюдать определенную структуру занятий.

Занятие будет состоять из 5-7 блоков. Каждый блок включает в себя последовательность упражнений:

    Игровая деятельность.

Начинаем с игровой деятельности. Игра должна быть легкой и приятной, и, при этом, Илья должен за нее получать жетоны и призы. Игры можно включать из программы или любые другие, которые вы знаете (главное, чтобы они были легкими и приятными).

    Академические навыки.

После игровой деятельности переходим к одному из упражнений на тренировку академических навыков (упражнения на развитие поведения слушателя, визуальных навыков и др.).

    Моторика.

После упражнений на развитие академических навыков переходим к упражнениям на развитие крупной моторики (полоса препятствий, игра в мяч) и мелкой моторики (рисование, пластилин, бусины и др.)

Максимальное время продолжительности упражнения – 10 минут. Т.е. максимальная продолжительность блока (игровая деятельность, академический навык, моторика) – 30 минут. Илье необходимо предоставлять небольшой перерыв между упражнениями. Т.е. Илья получил приз и может с ним походить. По истечении 2-3 минут, приглашаем его заниматься дальше.

Между блоками необходим перерыв (не более 10 минут), во время которого вы готовитесь к следующему блоку, заполняете чек-листы и другие таблицы. В перерыве вы можете, на свое усмотрение, поиграть с Ильей или дать ему спокойно побыть одному. Обязательно всегда предупреждаем Илью, что перерыв заканчивается, и мы идем заниматься.

    Совершенно необязательно все время заниматься за столом. Можно взять карточки или другие предметы для занятий и сесть на пол. Либо вообще заниматься в другой комнате. А игры наоборот проводить за столом. Пусть у Ильи не будет взаимосвязи – стол = занятие.

    Если мы приглашаем Илью за стол, а он отказывается приемлемым образом, то мы отпускаем его. Например, мы, предварительно предупредив, говорим Илье: «Садись», а он нам отвечает: «Не хочу», мы не сажаем его за стол и даем ему немного еще отдохнуть, но при этом мы должны забрать у него все поощрения. Т.е. он может не садиться за стол, но при этом не иметь поощрений и доступа к ним. Как только Илья проявит инициативу и скажет: «Я хочу конфету», то мы говорим ему: «Садись». Скорее всего, Илья примет наше предложение.

После того, как Илья отказался садиться за стол, и мы отпустили его, он может немного погулять (без поощрений), а потом мы ведем его за руку и сажаем за стол уже сами.

Если Илья сразу же после первого приглашения пришел за стол, поощряем его жетонами, и говорим, что он молодец, что сам пришел.

    Мы НИКОГДА не будем поощрять Илью после того, как он проявлял нежелательное поведение в течение упражнения. Например, мы начинаем упражнение, Илья начинает кусаться, отказывается доделывать. Мы доделываем упражнения, ставим жетоны за правильные реакции. Когда он соберет все жетоны, мы говорим: «Все жетоны собрал – иди!» И помогаем ему выйти, Илья может немного походить-погулять, но без поощрений. Обязательно заносим все данные в таблицу ABC.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.