Описание картины лутфуллина три женщины. Сочинение-описание по картине А.Ф. Лутфуллина «Три женщины Три женщины лутфуллин

Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.

Центральным смысловым элементом картины является изображение трех женщин разных возрастов, знаменующих великую силу связи поколений. Согласно башкирским национальным традициям, женщина в картине представлена как символ материнства и хранительницы домашнего очага.

Три представительницы прекрасного пола только что наскоро перекусили нехитрой крестьянской едой и собираются выпить по чашечке чая, прежде чем вернуться к нелегкой, утомительной работе до самого вечера. От небольшого, низкого, застеленного скатертью с геометрическими узорами столика веет добрым, простым ароматом домашнего хлеба и молока, три аккуратные, хрупкие на вид чашечки дожидаются порции душистого травяного напитка.

Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи. Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения. Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.

На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.

Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.

«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола. «Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин. Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.

) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
Использую материал агентства БАШИНФОРМ

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Автопортрет 1959

Девушка с мандолиной 1978


Проводы на фронт 1979

Белая лошадь 1986


Девушка - башкирка 1957


Портрет матери 1989

Старуха у окна 1974


Портрет отца 1991


На Сабантуй 1964


Ожидание 1941 (1970)


Прощание 1973


С покоса 1996


Митинг у мечети 1980


Три женщины 1969


Портрет башкирки 1958


Семья. Люди моего колхоза 1974


Судьба 1998


Сабантуй 1977

Башкирка из Бурангулово 1980


Белая юрта 1989

Я - сын земли своей. Эта строка, вынесен­ная в название этой статьи, отража­ет истинную суть творчества мастера, отдавше­го свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпи­графом к любой работе художника, будь то кар­тина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской зем­ле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслите­ля, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многооб­разном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из ураль­ских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому ге­рою его произведений, их судьбе.

Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) нахо­дится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям стра­ны и частным коллекциям. Но и экспози­ция Го­сударственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и ма­стерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо му­зеем собрано многое из того лучшего, что он написал.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, род­ной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.

Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - нача­ле 60-х годов. Это его соотечественники - «Са­фа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудрен­ные опытом лет и непростой жизни; башкир­ские девушки с молодым румянцем, очарова­тельные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность сво­их творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, осо­бенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, ис­полненных душевной чистоты и благородства.

Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.

В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последова­телем традиций первого национального худож­ника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писав­ший о художнике: «Лутфуллин не просто насле­дует - он сам создает традицию».

Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколь­ко их создано в живописи и графике! В актив­ные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его порт­ретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им дове­лось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним со­переживанием автора с жизнью своего героя!

Глубиной философских размышлений худож­ника о ценности, духовности человека наполне­ны портреты людей творческого труда, создан­ные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности пси­хологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, из­бегая идеализации, передать в их образах то об­щее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способ­ность к сопереживанию, глубокому чувству.

Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанно­сти», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, на­пример, в портрете Мустая Карима, тщательно моде­лируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчерки­вающими внутреннее напряжение героя, его ду­шевную неуспокоенность.

Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентиро­ванного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах порт­ретируемых. Поэтика эта заложена и в структу­ре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.

С наибольшей силой поэтика мастера вопло­щена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Са­бантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличи­тельные качества состоят в том, что сюжет ча­ще используется художником для создания осо­бой атмосферы, состояния, в которых четче вы­ступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные осно­вы, глубину народных характеров и судеб.

Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образ­ной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладыва­ет художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразитель­ность каждого образа выводят его за рамки кон­кретного сюжета.

Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суро­вом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, ко­торые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в та­ких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего люд­ские трагедии.

Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космичес­ким мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обряда­ми. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек под­нимается над ними силой своего духа, тради­ции, веры. Это - главное, о чем мощно и краси­во говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.

Необходимо отметить и высокую живопис­ную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувст­во цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Буду­чи всегда очень критическим и требователь­ным к себе, Лутфуллин смог развить заложен­ный в нем природный дар, опираясь на тради­ции русской, башкирской школы, опыт мирово­го искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

В. Сорокина

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу.
Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития.
Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.
Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко.
Нам кажется, что это небольшой перекус.
И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами.
Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.
Мне показалось притягательными сами изображенные.
На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую.
Она на мой взгляд уже бабушка.
Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть.
А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины.
она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни.
Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок.
Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций.
За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга.
Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.