Народные посиделки с веселой работой и активным отдыхом. Сценарий капустника. Сценарий капустника для взрослых «Посадил дед капусту»

Танасиенко Людмила Владимировна – Музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №255 г. Волгоград

Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2016г.

«Капустные посиделки»

(осенний сценарий для детей старшей группы)

Хозяюшка : Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя «Капустница» зовёт!

Дети входят в зал под весёлую русскую народную мелодию. Встают полукругом.

Дети: 1. Мы пока в избу к вам шли

Много листиков нашли

С тополей, берёз и клёнов

Красных, жёлтых и зелёных.

2. Лес осенний нас встречает

Красным пламенем осин.

Золотом берёз и клёнов,

Ягод гроздьями рябин.

3. В тёмный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

4. Сколько алых ягод

И лесной рябинки,

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

5. И среди брусники,

На зелёной кочке,

Вылез гриб-грибочек

В красненьком платочке.

6. Но где же она, хозяйка бала?

Где королева осень?

Давайте мы её сюда

Придти сюда попросим

Её мы песней позовём

Про осень песенку споём.

Песня про осень

(Дети садятся на места заходит осень)

Осень: Я –осень золотая!

Поклон вам мой друзья.

Давно уже мечтаю

О встрече с вами я.

В корзиночке красивые

Листочки принесла.

Вы по листику возьмите с ними дружно вы спляшите.

(Звучит музыка осень и воспитатели раздают листочки)

Танец с листочками

(В конце танца дети делают листопад и садятся на места)

Хозяюшка: Вот какой красивый листопад.

Игра «Собери листочки»

( Осени предлагают остаться с ребятами)

Хозяюшка : В старинные времена был такой обычай у русских людей. Как заканчивали работы и был собран урожай, коротали осенние вечера все вместе, устраивали посиделки.

1 ребёнок: Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд,

Это дружба и уют,

Это песня, это смех,

Это радость для нас всех!

2 ребёнок: На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяюшка : Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью. Один из таких праздников назывался в народе - капустник. Он про­ходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый сруб и засол капусты. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём, хоровод заведём!

Песня ««К нам гости пришли»

(Дети садятся после пения на стулья, остаётся одна девочка)

1 Девочка: К нам приехали капустные вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выбегают ещё девочки.

Песня «Про капусту» на р.н. мелодию «Ах вы сени!»

1 Девочка: Про капусту в огороде я хочу вам рассказать,

Как известно всем в народе, ее просто собирать.

2 Девочка: Но растить её труднее, много надо поливать,

Сорняки надо смелее без пощады выдирать.

3 Девочка: Это ж наш продукт любимый! Её варят и солят.

Компонент незаменимый для девчонок и ребят.

4 Девочка: Пирожки, скажу, с капустой очень даже хороши!

Из капусты щи густые всем приятны для души.

5 Девочка: Есть в капусте витамины А, В, С и даже Е!

Они умные картины пробуждают в голове.

Хозяюшка : Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. Сейчас мы посмотрим кто из наших красных девиц смогут сварить борщ и выбрать нужные для этого овощи.

ИГРА "СВАРИ БОРЩ»

В игре участвуют две команды. Перед каждой командой стоит стол с овощами и фруктами. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде, ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.

3 Ребёнок: Кто сказал – частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Да и разве дело в моде, если любят их в народе! А теперь капустные частушки!

Частушки про капусту исполняют мальчики.

  1. 1. Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Мы капустные частушки споём замечательно.

Припев:

  1. 2. Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:

Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 3. Лето целое старалась, одевалась, одевалась,

А как осень подошла, все наряды отдала.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 4. Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 5. В огород козла пустил, чтоб капусту сторожил.

Несознательный козёл съел капусту и ушёл.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 6. За капусту мы боролись каждый день и каждый час.

Только гусеницы всё же победить сумели нас.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 7. Положу - ка я в кадушку всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

  1. 8. Барыня сидит на грядке, одета в шумные шелка,

Для нее готовим кадки, крупной соли полмешка.

Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!

Хозяюшка : Солили капусту на Руси и с морковкой, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной, и красивой получалась, приятно на стол подать! Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят».

Покажем нашим гостям как мы научились солить капусту!

Вы нам тоже помогайте и за нами повторяйте!

Свободная пляска «Капустка»

Текст:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Хозяюшка: Задерживается капуста. Праздник начался, а её всё нет. Давайте мы её пригласим аплодисментами.

(дети хлопают, выходит капуста)

Хозяюшка: А вот и сама Капуста-кума!

Что ж кума, ты опоздала?

Капуста: Я наряды примеряла!

Ведь у меня сто одёжек и все без застёжек.

Не могу я удержаться, люблю я наряжаться!

Не зря я огородница, зовусь большою модницей!

(хвастается нарядом)

Хозяюшка: Ох, и горазда ты собой любоваться! Мы бы тоже не прочь поплясать, покрасоваться.

Пляска «Парная»

Капуста: Всё равно я всех милее, и круглее и белее!

Хозяюшка: Тебе, кума почёт и честь, но и других немало есть, овощей разных- зелёных, жёлтых, красных.

Сценка «Спор овощей»

Овощи: Кто из нас, из овощей, и нужнее, и вкусней?

Морковка: Я-красавица морковка.

Вы меня грызите ловко.

Картофель: Я-рассыпчатый картофель.

Вы меня узнали в профиль.

Помидор: А я –сочный помидор- вкусненький и красный.

Я с утра надел костюм на себя атласный.

Лук: Говорят, я горький, говорят, я сладкий.

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный саамы в том даю я слово.

Лук зелёный ешьте, будите здоровы!

Свекла: Я круглая, я крепкая,

Тёмно – красные бока,

Свёкла молодая, сладкая такая!

Я гожусь на обед и в борщи и винегрет!

Хозяюшка: Полно, овощи, шуметь,

Не пора ли песню спеть!

Хоровод «Вейся, вейся капустка»

(после того как капуста завьётся, выходит козёл)

Козёл: Вот так капуста, вот так кочан! Стоит, наливается, меня дожидается.

Сейчас я тебя съем!

(Дети разбегаются на свои места, козёл их догоняет)

Хозяюшка: Скорее, стройте плетень, чтобы не пустить Козла в огород.

Игра «Плетень»

Козёл: Вы капусту от меня спасаете, а её уже давно едят.

Хозяюшка: Кто?

Козёл: Гусеница!

Хозяюшка: Ой, и правда, гусеница первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

Козёл : Да где уж вам без меня. Так и быть помогу.

Игра «Гусеница»

(Дети встают друг за другом паровозиком, первым встаёт козёл, который должен поймать хвост гусеницы)

Хозяюшка: Какой ты молодец, поймал всё –таки гусеницу, оставайся с нами.

(Капуста выходит с подносом накрытым салфеткой)

Капуста : Капусту любят все на свете: зайцы, взрослые и дети!

Всем могу я пригодиться!

Этим буду я гордиться!

Витаминов во мне-море!

Гожусь и в щи, и на второе!

(Снимает салфетку, на котором лежит капуста с сюрпризом)

Хозяюшка : За обе щёки уплетайте

Да капусту вспоминайте!

Объявление на двери кабинета:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя “Капустница” зовёт…

Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
Капусту в гости позовём
И “Капустник” наш начнём.

На столах приготовлено всё необходимое для рубки и засола капусты. По окончании “рабочей” части вечёрки столы накрываются скатертями, сервируются для чаепития. Каждый, кто пришёл на посиделки, может поучаствовать в общей работе: нашинковать капусту и побеседовать о ней. А Хозяин с Хозяйкой, используя выставочный материал, ведут беседу.

Осень.

Осень я, и сыплю злато через край,
Собрала в полях богатый урожай.
Принесла в корзине лучшие плоды,
Один из них сейчас увидишь ты.

Достаёт капусту из корзины.

Не суди капусту строго,
Что на ней одёжек много.

– Слово капуста произошло от древнеримского ка"путум , что в переводе на русский означает голова .

Капуста.

Всем известно: без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.

– В меню россиян капуста всегда стояла на одном из первых мест среди других овощей. Её широко использовали и используют для приготовления разнообразных закусок, супов, вторых блюд. Очень полезен и капустный сок. В качестве самосто-ятельного блюда капусту тушат, жарят, запекают, фаршируют различными начинками.
Вот здесь на столе представлены различные блюда из капусты, которые приготовили ваши мамы и бабушки. Спасибо вам всем большое!
В основном национальная русская кухня включает блюда из белокочанной капусты, хотя не чужды ей рецепты и из других видов капусты: цветной, кольраби, красной, брюссельской и др.

Выставка сортов капусты “Вот какая я бываю!”

Выставка книг о капусте “Если хочешь обо мне побольше знать, надо эти книжки прочитать!”

Хозяин. Пожалуй, ни один овощ не привлекал столь пристального внимания исследователей всех времён и народов, как капуста. Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления о её магических, целебных и кулинарных свойствах.
Ещё древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний.
Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Так, в старинных русских лечебниках читаем: “ капуста толчёная, смешана с белком яичным и то прикладываемо ко всякому ожогу и та"ко язвы их заживают”.

Капуста. В народной медицине меня применяют при различных заболеваниях. Свежие листья прикладывают к гнойным нарывам, ранам, используют при ожогах. Свежий сок рекомендуют при туберкулёзе (вместе с мёдом), при заболеваниях печени, желудка, при зубной боли. Мой сок нужно выпивать немедленно, т.к. содержащиеся в нём витамины быстро разрушаются. Для укрепления волос втирают смесь соков свежей капусты, шпината и лимона.

Хозяйка. Более четырёх тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растёт по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.

Капуста. “Капустником” в старые времена на Руси называли огород, где меня выращивали. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром меня величали “первой барыней на деревне”. Огороды с капустою повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, в XIII веке некий Корнилий де Буин писал: “В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по 2 раза в день”.

Дополнения учителя. Иноземец прав – на Руси к капусте с давних пор относились почти с религиозным обожанием. День праздника Воздвижения практически повсеместно считался датой начала сбора урожая капусты. Её квасили, солили, в этот постный день из неё готовили различные блюда. О квашенье капусты – процессе, ставшем в нашей стране практически народным обычаем, замечательно написал И.С.Шмелёв – писатель-эмигрант:

“А вот и другая радость: капусту рубим! После Воздвижения принимаются парить кадки под капусту… Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным. Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зелёная гора, рубить – не перерубить… Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого бока рубят, весело слушать туканье – как пляшут! В том корыте серую капусту рубят, а в нашем – белую. Туда отбирают ко?чни позеленей, сдают зелёные листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, “молочную”. Называют – “хозяйское корыто”. Я шепчу Горкину: “А им почему зелёную?”. Он ухмыляется на меня: “Знаю, чего ты думаешь… Обиды тут нет, касатик. Ваша послаще будет, а мы покрепче любим, с горчинкой, куда вкусней… и как заквасится, у ней и дух пронзей… самая знаменитая капуста наша, серячок-то… Весёлая – капуста эта!”

1 ученик. Заготовка капусты на зиму в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки “свёртываются круче” и становятся более твёрдыми. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на “молодой месяц”, она тогда будет крепче и вкуснее.
С Воздвиженья (27 сентября) в деревнях начинали рубить капусту. Поселяне говорили: “Смекай, баба, капусту на Воздвиженьев день”, или “У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой”.

2 ученик. Зимние запасы считались не фунтами и килограммами, а вёдрами и бочками. Такие большие запасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. Приглашение на капустные вечорки были знаком расположения.

3 ученик. Во все времена на Руси было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на стол – полакомиться этим чудным даром матери-земли. Картошка да квашеная капуста – первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Не случайно так торжественно и весело совершался в разных краях России народный праздник “Капустки”.

Хозяйка. Наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ её заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам, практически не изменившимся и до нашего времени.
Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.
Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название “квашеная”, т.е. “заправленная квасом”.

4 ученик. Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Они продолжались две недели. Молодёжь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проводились, с разговорами, шутками-прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Кадки во всех семьях доверху наполнялись капустой. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать своё трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая.

Хозяйка.

Выходите, красны девицы, умение своё показать,
Не пригожим лицом, а руками золотыми.
Ведь без капусты и щи-то будут не густы!

5 ученик. На капустных вечорках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там – глядишь, и свадебка. Спросит подрастающий ребёнок у молодой матери: “Где меня взяли?”. Вспомнит она весёлые заготовки, улыбнётся и ответит малышу: “В капусте нашли”.

Капуста. Давайте приоткроем завесу и посмотрим живописную картину, которую представляла собой русская деревня при засолке капусты.

Хозяйка.

К нам приехали капустные вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня.
Пособи"те мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить!

Слышен стук, входят девушки.

Девушки (с поклоном) . Здравствуйте, Хозяин с Хозяйкой!

Вот пришли вам пособить,
Да капусту порубить.

Хозяин. Для дорогих гостей и ворота настежь!

Хозяйка.

Дорогие гости, будьте как дома.
Наш уют домашний каждому виден:
В тесноте, быть может, да не в обиде!
Ведь изба любая, знаете сами,
Не красна углами, красна пирогами!
Всем, чем богаты, тем и рады.

Хозяин. Сначала – дело, затем – пироги да веселье. Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.

Три взрослых человека – мамы и бабушки и “девушки” – ученицы встают возле стола и начинают рубить и солить капусту: мамы рубят, а ученицы демонстрируют утварь и рассказывают по ходу работы, зрители – остальные дети и родители – наблюдают за процессом соления капусты. Звучит тихая музыка, на фоне которой ведётся рассказ девушек и хозяйки.

Девушка 1. Вот это корыто , а это сечка . Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. Вот другое приспособление – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки, а вот это - деревянный пест .

Взрослые и девушки начинают рубить капусту.

Хозяйка. Рубка капусты была истинным праздником для деревенских мальчишек. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей.
Сначала кочаны необходимо обмыть и зачистить от испорченных и вялых листьев. Вырезав кочерыжку, кочаны нужно изрубить сечкой или нашинковать на специальной шинковке.
Нашинкованную капусту тщательно перемешать с солью и шинкованной морковью в деревянной или эмалированной ёмкости.

Девушка 2. Подготовленную капусту уложить в кадку, бочонок или стеклянную банку, трамбуя каждую новую порцию деревянным пестом или другим тупым предметом до тех пор, пока не выступит обильный сок.

Девушка 3. Капуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом, можжевеловыми ягодами. При желании в капусту можно было добавить приправы, душистый перец, лавровый лист, клюкву. Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.

Девушка 4. На дно бочки и поверх капусты хорошо постелить зелёные капустные листья. Накрыть капусту белой хлопчатобумажной тканью, а на неё положить деревянный кружок с гнётом, под пресс. Для гнёта лучше подобрать большие округлые камни, какие встречаются по берегам рек.

Девушка 1. Через некоторое время под тяжестью гнёта капуста осядет и покроется рассолом. Если рассол не выступил, груз следует увеличить. Процесс брожения длится примерно неделю при температуре 18–20°.

Девушка 5. Как только на поверхности начнут показываться пенящиеся пузырьки, капусту необходимо проткнуть в нескольких местах острой длинной палкой – острым берёзовым колом (до дна). Через эти проколы будут выходить газы, образующиеся при брожении. Через пару дней нужно сделать новые проколы. Когда капуста приобретёт белый цвет (а это бывает обычно через неделю после засолки), её следует из тёплого помещения перенести в погреб, а стеклянные банки – в холодильник. На этом процесс приготовления капусты можно считать законченным.

Хозяин. Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

Гости:

  • Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).
  • Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
  • Не суйся к капусте, пока не припустят.
  • Капусту садить – спине досадить.
  • Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
  • Ни один рот без капусты не живёт.
  • Капуста не пуста" – сама летит в уста".
  • Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
  • Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
  • Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
  • Капуста любит воду, да хорошую погоду.
  • Капуста кочаны копит.
  • Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

Хозяин. Молодцы! А загадки о капусте знаете?

Гости:

  • Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.
  • Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.
  • Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём.
  • Заплата на заплате, а иглы не бывало.
  • Не книжка, а с листьями.
  • Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.
  • Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
  • Стоя на одной ноге, нежится на грядке.

Хозяин. Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.

Девушки. А мы знаем не только пословицы и загадки о капусте. Сейчас мы споём частушки про капусту.

Частушки про капусту

Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,
Мы капустные частушки споём замечательно.

Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:
Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.

Лето целое старалась, одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала.

Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява,
А кто очень любит щи – там меня всегда ищи.

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо. Узнаёшь её? Капуста!

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,
Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать.

Перепляс.

Хозяин. О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.

Малыш.

Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру.
Посолю её немножко и в бочонок уложу.
Мама палочки положит, папа будет прессовать.
А когда она забродит, станем палкой протыкать.
Пару дней она бродила – надо в погреб выносить,
А не то её придётся козам всю потом скормить.

Хозяйка. Пока беседа велась, и работа сделалась. Спасибо за помощь, гости дорогие.

Хозяин. Недаром говорится: дело мастера боится. Полная кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.

6 ученик. Появлялись юноши с подарками для хозяев и их помощниц. Хозяйка пекла пирог с капустой и угощала гостей.

Хозяйка подносит пирог девушкам-помощницам.

7 ученик. После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Нередко сёла расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток… К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.

ИГРЫ

Игра “Колышки”

Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается – это “колышек”. Другой стоит за ним. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре.

– Кума, кума, продай колышек.
– Купи.
– А что сто"ит?
– Кочан капусты да веник, да рубль денег.
– Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у “колышка”. Проигравший становится водящим.

Игра “Схвати угощение”

– Представьте, что вы зайчата. А зайчата любят…

На полу разложены кочерыжки. Их на одну меньше, чем зайчат. Под музыку все начинают бегать. Как только остановится музыка, нужно схватить кочерыжку. Кому не достанется, тот выбывает из игры. Последний зайчонок с кочерыжкой – победитель. Ему достается сочный приз.

Капуста. Подошла моя очередь дать вам испытания:

  • Какой бабочки я боюсь больше всего?
  • Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться мною?
  • А дикое животное?
  • Какие блюда можно приготовить из капусты?

Хозяин и хозяйка. Играми да плясками сыт не будешь.

Хозяева приглашают гостей к чаю с пирогами капустными. На прощанье все друг другу здоровья желают, кому помощь нужна – “на капустки” в свой дом односельчан приглашают. В заключение – ученики по желанию рассказывают найденные и выученные стихотворения о капусте.

Cтихи о капусте

Летний дождик

Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснётся,
Как капуста встрепенётся:
Листья бе"лы и сочны"
Завивает в кочаны.

Жила-была капуста

Жила-была капуста,
Капуста белокочанная,
Капуста белокочанная
Была хвастунья отчаянная.

Капусту такую ещё поищи!
Хозяйка её покрошила в щи.
Одна кочерыжка осталась –
И та сынишке досталась!

Владимир Суслов

Грустная капуста

Поле убирают, в огороде пусто,
Только за сараем ёжится капуста.
С грядки не увозят вот уж две недели,
Даже от мороза жилки посинели.
Смотрит за ограду хрусткая капуста…
Ни травинки рядом – потому и грустно.

Каюм Тангрыкулиев

Капуста

– Обвязала голову, ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно? Закуталась, капуста?
– От солнца я ношу чалму,
Жара мне вовсе ни к чему!

Василий Катанов

В огороде кочаны
Вот такой величины
Наливаются.
Дед Мороз надел тулуп,
К кочанам ступ-хруп
Подбирается.
Заморозить их хотел,
Весь от злости побелел,
Ничего не вышло.
Кочаны в ночи лежат
Вроде белых медвежат
И рычат чуть слышно.

М. Мальцева

Капуста

Поднялась капуста,
Важно осмотрелась,
Поскорее в кофточки тёплые оделась.
Плащиком зелёным укрывает нос:
– Мне теперь не страшен дождик и мороз!

Вед.1. Здравствуйте, гости званые и желанные.

Вед.2. Чайку откушать да частушки послушать, милости просим на наши посиделки.

Вед.1. В эти дни все чаще вспоминаются строки, посвященные осени:

Октябрь наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей…

Вед.2. Сегодня наши посиделки посвящены осени, приметам и праздникам этого времени года.

Вед. 1. А кто из вас, ребята, знает, что такое посиделки? Когда они проводились и что собой представляли?

Следуют ответы ребят.

Вед. 2. Конечно, сейчас на дворе 21 век, и наши посиделки отличаются от тех, что происходили в 18-19-20 веках. Но, как и тогда, вы сегодня пришли не с пустыми руками: пироги и блины, осенние букеты и поделки, книжки- малышки принесли вы с собой.

Как и на посиделках мы будем не просто сидеть, а соревноваться в умении скороговорки говорить, песни и частушки петь, в народные игры играть. А за участие будете получать сушку.

Вед.2. Узнали ребята народные пословицы об осенних месяцах? А какие пословицы об осени знаете вы?

Команды предлагают свои пословицы и поговорки об осени.

Вед.1 А теперь проведем конкурс на знание высказываний об осени. Я читаю начало пословицы или поговорки, а вы догадайтесь, как она заканчивается.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – (капустой)
В октябре до обеда осень, а после обеда (зима)
В октябре на одном часу и дождь и (снег)
Плачет октябрь холодными (слезами)
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке (подбирайся)
Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за (плетень).

Вед.1. Молодцы ребята, пословицы об осенних месяцах знаете. А как вы их понимаете, попробуйте объяснить значение некоторых из них.

Вед.2. С пословицами справились, пора и загадки загадывать. Ведь каждый день, месяц жизни –это уже загадка, а что уж говорить о природных явлениях.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает,

Одним проходу не дает, других он подгоняет (ветер)

Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. (хлеб)
Все мрачней лицо природы, почернели огороды, оголяются леса, молкнут птичьи голоса, мишка в спячку завалился, что за месяц заявился? (октябрь)
Что в хлебе родится, а есть не годится. (василек)
Одна нога и шапка, а головы нет. (гриб)
Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (слива)
Две сестры летом зелены, а к осени одна чернеет, а другая краснеет (смородина)

Молодцы ребята, а теперь попробуем справиться с загадками, которые нашли вы.

Ребята загадывают свои загадки.

Вед.2. Осень отмечена не только пословицами и загадками, но и народными приметами, которые помогали предвидеть, какая же будет зима или весна. А какие народные приметы, связанные с осенью знаете вы.

В октябре луна в кругу – лето сухое будет.
Гром в октябре – зима бесснежная.
Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.

Вед.1. Что ж, пословицы вспомнили, загадки загадывали, но что за посиделки без частушек.

Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь,

Как музыка заиграет, не могу я усидеть.

Кто лучше и больше частушек знает, выходи.

Конкурс частушечников.

Вед.1. На осень приходилось много праздников и обрядов.

Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на засолку, закваску, устраивали посиделки с капустными угощениями. А как вы думаете, почему капуста именно так называется?

Она похожа на голову, а по латыни «голова» – капут, вот и пошло название.

Вед.2. С давних пор капуста – народная любимица. Много блюд готовили из нее, и вы теперь должны написать названия блюд с применением капусты. Кто больше напишет, тот и победил.

В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот ночью на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, отличавшимся святостью, привиделась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородицы стояла в воздухе и молилась за спасение города. Затем простерла над собравшимися в храме свой покров (покрывало), как бы защищая страждущих. Видение вскоре исчезло, а враг снял осаду и отступил.

Вед.2. День Покрова совпадал с самым обеспеченным временем в жизни крестьян. С полей все убрано, хаты начинают топить по-зимнему. Играют свадьбы и устраивают посиделки. Собирали зерно, муку, пекли пироги и блины. Пели песни и играли в игры.

Давайте и мы сыграем в игру.

. «Вытолкни из круга». На полу мелом чертится круг, в который приглашаются 2 мальчика. Прыгая на одной ноге, держа руки на боках, они должны вытолкать друг друга за черту.

Веревочка. Завязывать узелки.

Вед.1. 27 Октября – это день Параскевы Пятницы (кстати, часовня посвящена ей). Она родилась в 3 веке в городе Икония, как раз в пятницу, а ее родители почитали этот день, поэтому и назвали ее Параскевой, что с греческого переводится как пятница. В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства. В этот день не работали, но можно было шить. Вы же тоже потрудились дома, приготовив поделки и букеты. Представьте их всем гостям.

Представление букетов и поделок.

Вед.2. Краски, как много красок использует осень, украшая природу. Золотая осень, прекрасная пора, очей очарование – говорим мы об осени. А какие стихи посвящали ей поэты, перечислить невозможно. Давайте проведем конкурс чтецов стихов об осени.

Конкурс чтецов.

Вед.1. Осень – великолепный художник, умеющий разукрасить даже серое, превратив его в яркое и красочное. А давайте представим, что вы тоже художники, какой бы вы изобразили Осень.

Вед.2. Да, руки у вас золотые, потрудились вы сегодня на славу, пора и чаю попить и пирогов отведать.

На столе у вас пироги, пышки и ватрушки,

Так давайте же нальем чай скорее в кружки.

Чаепитие, а затем проводятся различные игры «Ручеек», «Плетень» и т.д.

В (важно): Эпиграф:
Я много пил и плохо спал,
Я потерял свою мечту.
А мне приснился интеграл,
И я проснулся весь в поту.

Дикий ржак за сценой, народ вылетает к микрофонам, замечает зрителя, быстро делает скорбные рожи и со слезой в глазах и дрожью в голосе поёт: В нашем универе больше нету студвесны,

Провели концерты десять факультетов
И конечно мы... В нашем универе больше нету студвесны,
В нашем универе больше нету студвесны,
Отобрали лучших, выдали гран-при,
Только без подарков оказались мы.

Я (официально): На этом наш траурный вечер, посвященный взятию нами одиннадцатого и последнего места на фестивале «Студенческая Весна» прошу считать оконченным.

В: А теперь — Дискотека!

С рождения Бобби матфакером был

Мультик «Остров сокровищ» видели? Дальше объяснять не надо. Барабан и шарманка очень приветствуются при исполнении.

Я: Так, други мои. Скажите мне: почему вы в прошлом году не сделали Медиану?

Г: А мы сделали.

К: И скажете концерт был?

В: Был.

Я: И первое отделение было?

Г: Было.

К: И второе отделение было?

В: Было.

Я: И антракт был?

Г: Нет, не было.

К: Как не было?

В: Ну, странный такой концерт был.

Я: Нет, друзья, что вы нам голову морочите. Вы брали бы пример с наших осветителей. Они, как два идиота, припёрлись в актовый зал и сорок минут освещали закрытый занавес.

Г, В: А это мы и были.

К: С чем вас и поздравляю!

Я: Да, положение не из легких. Что же делать? Что же делать? А третьему курсу Медиану сильно хочется?

Остальные: Угу.

Я: Н-да. А концерт- то мы потянем?

Остальные: Н-н.

Все: Что же делать? Что же делать?

Народ тусуется, несколько раз предлагает идеи, я отказываюсь.

Г: Капустник!

Народ радуется, прыгая от счастья.

К: Ну, вы все, конечно, хорошо знаете, что такое капустник . Берём, значит, капусточку, меленько так шинкуем, солим, маслица туда добавляем, ну, еще морковочку на тёрочке. Вот такой капустничек получается!

Г: Ксюха, иди, дружочек, отдохни немножко, к следующему номеру подготовься.

В: А вы пока послушаете «Оду Универу », сочиненную на досуге студентом третьего курса математического факультета.

Ода универу

Написана Игорем Домрачевым.

Я: А теперь выступает самая сексуальная, как она сама считает, студентка матфака — Ксюха.

Выходит Ксюха.

Я: Как дела-то?

К: Фигово.

Я: А что так?

К: Воруют.

Я: Что у тебя украли?

К: Да вот, Мадонна лифчик украла.

Я: Ты что с ней в одной гримерке переодеваешься?

К: Да нет пока. Она у меня в клипе увидела. (Показывает на себе) Знаешь, у меня такой кожаный...

Я: На себе не показывай.

К: Да, не буду. Ну так вот, она у меня в клипе увидела и украла.

Я: У тебя в клипе парнишки такие крутые, где подобрала?

К: Ну, шла, шла и подобрала.

Я: Гм... Выкрутилась. Как клип-то называется?

К: Клип называется, я вот тут совсем недавно им разродилась, он называется, как и все мои остальные клипы, он называется «Дождь-с»

Я: Свежее название.

К: Тебе это интересно?

Я: Не — а.

К: Ну, давай посмотрим.

Я: Давай.

К: «Дождь-с»

Я: Сказала, все-таки...

Дождь-с

Номер из программы «Оба-на-на-угол-шоу»

Г: Представляем вашему вниманию хит-парад студентов и сотрудников Вузов города Кемерово.

Я: На десятом месте студент юридического факультета, который на практике в суде так искусно построил защиту, что угодил в тюрьму вместо подсудимого.

В: На девятом месте студент института Культуры Номерович-Дайченко, который так волновался на дипломном спектакле «Тарас Бульба», что не смог вспомнить, чем надо убить своего сына.

Г: На восьмом месте студенты горного факультета КузГТУ Марк Шейдер и Семен Штольня, которые нашли золото в квартире коммерсанта Рублева. В качестве гонорара за открытие в этой же квартире они вручили себе видеомагнитофон и холодильник.

В: На седьмом месте студент музыкального училища Ованез Огинский, который умеет не только играть на одной струне, но и петь на одной ноте.

Я: На шестом месте профессор кафедры хирургии медицинской академии Зверев. «Ну-ка взял ноги в руки и пошел отсюда!» — сказал он своему ассистенту после неудачной операции.

Г: Пятую строчку нашего хит-парада занимает студентка КемТИППа Тоцкая. Она всего за полгода освоила рабочую позу бухгалтера.

В: На четвертой позиции уже несколько лет уверенно держится доктор наук Михаил Кислюк (Чтобы понять эту шутку нужно жить в Кузбассе:))), так что вставье свою).

Я: На третьем месте должен был быть курсант училища Связи Максим Танк, который значительно перевыполнил норматив разборки ручной гранаты.

Г: На втором месте по праву находится студент сельхозинститута Иван Сельпо, научивший кур гордо нести свои яйца.

В: И, наконец, высшую ступеньку нашего хит-парада занимает студент-прикладник Гоша Полагаев, пришедший к выводу, что разных женщин лучше хранить в разных директориях.

Три женщины

Танец, поставленный Олесей Килиной на музыку Prodigy, героини которого три абсолютно разных женщины — бизнессвумен, романтическая дамочка и вамп.

Я: Цифры и числа, перестановки
Корень, косеканс и подстановки

Г: Тангенс, котангенс и интеграл
Функция Эйлера, факториал

К: Коши, Буняковский, Тейлор, Декарт,
Бейсик, Фортран, принтаппарат

В: Все это прочно сидит в голове
Нет от него спасенья нигде

Я: Лектор, декан, техничка, вахтер,
Плюс секретарша, диспетчер, профорг

Г: Ну разве можно об этом забыть
Ведь они не дают спокойно нам жить

В: Шухер! Вон Шепот Смерти шагает
Люди, смотрите! Мы исчезаем.

(пауза, показывая на меня) — А вас я попрошу остаться!

Вахтерша

Здесь планировался монолог про вахтершу, но нам он не приглянулся, поэтому я рассказала несколько реальных историй, про Шепот Смерти — кодовая кличка одной из матфаковских вахтерш. Народ, кстати, так и не поверил, что все это правда.

Г: Знаете, мне тут надо говорить о следующем номере, но мне что-то так не хочется. Расскажу-ка я вам лучше про Свету Кулё..., простите, про Ксюху Шатковскую. Она, конечно, классная девчонка и поёт неплохо, а вот готовить... Вот этот её капустничек: капусточку, там, морковочку... лучше не надо... честно вам говорю. Лучше помогите кроссвордик отгадать: форма предэкзаменационного издевательства над студентами. Десять букв, с «К» начинается?
Остальные мужики, поющие «Дубину»: Коллоквиум!

Дубинушка

Переделанная «Дубинушка», поется на два голоса.

К: Вот насчет декана, это они не осторожно.

В: Да, декан может решить ваши проблемы методом исключения.

Г: Господа студенты, главное вовремя получать зачеты и экзамены.

К: И на что только не идут студенты ради зачета! Даже на занятия!

В: Студенты! Сдадим наши посредственные знания на «хорошо» и «отлично»!

О, наконец, настал тот час

Сценка-песня, навеянная известным мультиком.

Я: Не нужно лишних слов сейчас

В: Часы пробили полседьмого

Я: Не говори нелепых фраз

В: Давным-давно уж все готово

Я: Я подаю условный знак,
Серёга кнопку нажимает,

В: И с чувством радостным Матфак
Наш новый шлягер принимает

Раскинулся график

Старая-старая песенка. Гриша и Вовка появляются на сцене в космическо-компьюторном антураже со свиными масками на лицах. Освещение и движение планируется так, чтобы масок не было видно до слов «свиньи в космосе».

Г: База, база, я 386-й, прием, ответьте, база...

В: База, база, он врет, он не 386-й, он пентиум...

Г: База, база, прием, разрешите взлет.

Б: Взлет не разрешаю.

Г: База, база, ответьте, база, почему взлет не разрешаете?

Б: У нас тут все заблендевело.

Г,В: Что, что?

Б: В инее у нас тут все, в инее!

Я: Неужели? Неужели это легендарные жучки физиков?

Б: Нет, это свиньи в космосе!

В,Г: Злые вы, уйдем мы от вас.

К: Ну и пожалуйста, без вас обойдемся.

Радио-няня

Диалог про преферанс . Мы с Ксюхой его пропустить не могли!

Козлодоев

Песня «О вреде пьянства» на музыку Б.Г.

Я: Пришла пора, всё-таки, поздравить третий курс с Медианой

Г: Медиана — это 2,5 года после школы.

К: А для большинства из чистых математиков это еще и 2,5 года до школы.

В: Если бы я поступал на Матфак, то уж тогда обязательно на прикладную — потом бы в каком-нибудь банке работал...

Я: В банке он бы работал... Сначала поступить надо, а то не добрал балл и вот, — ты чистик, а она — прикладник.

Л (поет частушку): Милый мой меня не любит, Не подходит близко.
Он ведь чистый математик, а я — программистка!

К: В школу его! Учителем! В школу, в школу, все в школу!

Г: И вот, мы специально для студентов — чистых математиков предлагаем вам номер, который называется «Школьники »

Школьники

Диалог

В: Вечер проходит, ночь надвигается,
Все в этом мире когда-то кончается

Г: Осталось лишь только представить на вид
Кто за всем этим сегодня стоит.

К: Ксюха писала, Гриша помог
И рассказал: устал и замолк.

Я: Мыш был продюсер, я — режиссер.
Вовочка был прирожденный актер

В: Был еще Фишкин, но он просто так,
И наш генеральный спонсор -

Все: Матфак!

Улыбка

Песня

* Концерт, о котором идет речь, назывался «Сны о чем-то большем» и изначально задумывался, как нечто выбивающее из колеи. Занял он, естественно, последнее место. Но самое интересное заключается в том, что мы получили приз «За самый эстетичный концерт». Вот так то. :)

Сцена оформлена в стиле русской избы. В «избе» — хозяева.
Ведущий: Ох, и много праздников на Руси раньше было! Самые весёлые и щедрые праздники приходились на осень, когда крестьяне, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из осенних праздников — Воздвиженье (27 сентя-бря). Люди примечали: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». С Воздвиженья начинали рубить капусту. «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой». На Воздвиженье начало капустникам, капустенским вечерам.
14 октября наступает самый главный осенний праздник - Покров. Он по-кроет землю где снежком, где листом.
Хозяева приглашали девиц на вечёрки - помочь нарубить на зиму капусту. А парни заходили сами, без приглашения. Они приносили с собой гармошку, балалайки и развлекали всех шутками. Тут и там в домах раздавался весёлый смех. Вот и мы с вами отправимся на один из таких вечеров, а помогут нам музейные экспонаты, которые бережно хранят нашу историю.
Хозяйка: Ой, дедуля, пришли капустные вечера, пора нам капустку на зиму заготовить.
Хозяин: Да, видать уж пора настала.
Слышится стук в дверь — входят гости.
1 гость: Здравствуй, хозяйка, помочь тебе пришли.
2 гость: Слышали мы, что вы капусту рубить собираетесь, вот и пришли к вам на вечёрку.
Хозяйка: Заходите, гостюшки дорогие, для дорогого гостя и ворота настежь, добрый гость - всегда впору. Уж вы, кумушки, подруженьки мои, придите, поработайте у меня, подсобите мне капустку нарубить, подсобитека её мне усолить.
Гости: Не откажемся капустку порубить, не откажемся её и усолить.
Хозяйка: Мойте рученьки свои белые, да берите кочаны спелые! Кто пироги любит есть, для того здесь работишка есть: кому кочаны носить, кому их резать, а кому солить. Кому их мять, да в бочку толкать.
Хозяйка рассказывает о предметах, с помощью которых рубши капусту.
1 гость: Отдыхай, хозяюшка, мы без тебя капусту усолим. А под работу хороши шутки.
2 гость: Да забавы-прибаутки.
Хозяин: Ну-ка, давайте посмотрим, кто больше вспомнит.

Прибаутки

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает.
— Фома, у тебя дома тепло?
— Тепло, на печи в шубе согреться можно.
— Что ваши девчата делают?
— Шьют да поют.
— А матушки?
— Порют, да плачут.
— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти.

Вопросы для зрителей: «А какие вы знаете прибаутки?».

Хозяйка: Ну вот, пока прибаутки сказывались, дело сделалось, недаром говорится, что дело мастера боится. Кончил дело — гуляй смело. Заводите-ка, красны- девицы, хоровод про капусту, чтобы она и впредь богато рождалась.
1 гость: Вейся, вейся, капустка, завивайся, белая.
Как капустке не виться, белой — зелёной не ломиться.
2 гость: Дождик льёт, поливает, белую-зелёную ломает,
Хоровод набирает.
Хозяин: А где же ваши добры молодцы, а ну, выходи хоровод водить.

Приглашаются ребята из зала и под народную музыку гости водят хоровод.

Хозяйка: В старину первый кочан покрывали большим чугуном, а чугун — белой скатертью для того, чтобы вилки капусты были большие, тугие.
А сейчас приглашаем всех поиграть.

Проводятся игры: «Колышки», «Капуста», «Капуста в колпаке»,

«Перетяни лапоть», «Попади по чугуну».
Игры Путятинекого района

«Колышки»
Девушки выбирают себе пару из юношей и встают по кругу. Юноши («ко-лышки») присаживаются на корточки, а девушки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к одной из пар и говорит:
— Кума, кума, продай «колышки».
— Купи.
-А что стоит?
— Кочан капусты, да веник, да рубль денег.
— Ну, по рукам, да в баню.
Ударяют по рукам и бегут вокруг «колышков»-юношей в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у «колышка». Проигравший становится
водящим.

«Капуста»
Все становятся в круг. Водящий говорит:
— Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…
И указывает на одного из игроков, тот должен сказать: «Капуста» и бежать по кругу. Водящий догоняет. Если «капуста» успела через один круг встать на своё место, водящий проигрывает и начинает игру сначала. Если же водящий нагоняет «капусту», то сам становится «капустой». Другой начинает водить.

«Капуста в колпаке»

В чугун кладется большой кочан капусты, на который надевается колпак. Необходимо сбить колпак с расстояния 5-6 шагов лаптем. Кто сбил — тот победил.

«Перетяни лапоть»
Играют двое участников. К лаптю привязывают длинную верёвку. На рас-стоянии от участников кладут лапоть, а свободный конец верёвки отдают играющим. В лапоть ставят кружку с квасом (водой). Задача участников с помощью верёвки притянуть лапоть с кружкой к себе, не разлив содержимое кружки. Кто быстрей и аккуратней — тот победил.

«Попади по чугуну»
На пол или лавку ставится чугун вверх дном. Участнику завязывают глаза,
раскручивают его, после чего он должен попытаться ударить палкой по чугуну.
Хозяин: А может быть вы нам частушки споёте? Гости: Споём.
Поют частушки.
Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт Или эти подошьёт.
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей:
Тятька лыка надерёт — Лапти новые сошьёт.
Во саду ли, в огороде Наш Матвей ворон считал.
И какое ему дело,
Что капусту убирал.
Ходит Катя между гряд,
Выбирает всё подряд:
Где капуста, где сорняк — Не поймёт она никак.
Братец мой по кухне рыщет,
Он вилок капусты ищет,
Ну, а мне-то что за дело?
Я давно его уж съела.
Я могу капусту квасить,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости,
Всех капустой угощу.
Гости: Песни пели и плясали, что ж хозяева устали. Дай Бог тому, кто в этом дому. Уродись у вас пшеница и капуста с чечевицей! На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог.
Первый гость: А где же пироги? Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хозяйка (входит с пирогами): Пока вы плясали, да пели, у меня пироги ка-пустные поспели. Приглашаю всех к чаю с пирогами (угощает всех пирогами).
Ведущий: Благодарные гости говорили спасибо и хозяевам, и самому празд¬нику.
Гости: А теперь дружно скажем: «Батюшка Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина добром».
Гости прощаются, хозяева их провожают.
На этом праздник заканчивается.

Post Views: 4 301

2024 stekolniy.ru. В мире праздника.